Образовательная деятельность: художественно-творческая Тип: Обобщение и закрепление знаний и умений. Образ деятельности: художественно-творческая. Интеграции: коммуникация, здоровье, социализация. Цель: создание коллективной сюжетной композиции.
Задачи: Образовательная: учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны; создание коллективной сюжетной композиции из природного материала – веточек, листьев; Воспитательная: формирование у детей эстетического вкуса, аккуратности, обеспечение связи знаний, умений, навыков с жизнью. Формирование и развитие у детей познавательных мотивов учебной деятельности, творческой инициативы и активности. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Развивающая: развитие наблюдательности, внимания, мелкой моторики, развитие речи и мышления детей.
Предварительная работа: рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень, беседы.
Методические приемы: Показать разные изображения “Золотой осени”, обратить внимание на то, как их можно сделать; предложить детям поэкспериментировать с природным материалом. Напомнить о правилах работы с природным материалом.
Материалы и оборудование: Для педагога: иллюстрации и рисунки осенних деревьев, «посылка» с природным материалом - листьями, веточками, гроздьями рябины. Для детей: Литература: А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаев “Аппликация в детском саду”, Н. В. Дубровская. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольника технике аппликации и коллажа. Гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, бумажные салфетки, кафельная плитка на каждого ребенка.
Музыка: Вивальди “Времена года”, Чайковский “Времена года”.
Форма работы: групповая. Продолжительность: 30 мин.
План: 1. Организационный момент. 2. Беседа. 3. Художественно творческая деятельность. 4. Физминутка. 5.Творческая поисково-экспериментальная работа. 6. Упражнения для глаз. 7. Подведение итога. 8. Прощание. 9. Уборка рабочего места. Ход.
1. Организационный момент. - Здравствуйте, дети! Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые? Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
2. Беседа. Провожу беседу по следующим вопросам: – Какие бывают времена года? (зима, осень, весна, лето) – Что характерно для каждого из них? (Зимой – снег, снежинки; весной – подснежники, цветущие деревья, ручейки. Летом – солнце, зелень, много цветов…). – А что характерно для осени? (Листья на деревьях желтеют и опадают…). – Конечно же, яркие каски на деревьях, листопад. Каждое дерево осенью наряжается в свои цвета: у березок листочки становятся желтыми, у осинок – красными, у кленов – оранжевыми, бордовыми, у дубов – желто-коричневыми. А до чего же нарядная осенью рябинка! – Красоту осенней природы изображали не только живописцы, фотографы, дизайнеры, поэты, но и музыканты. Петр Ильич Чайковский написал целый цикл произведений «Времена года». Давайте послушаем как звучит осень (играет музыка А.Вивальди “Времена года” октябрь) Какие впечатления она у вас вызывает? На что она похожа? Подойдите ко мне и посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (осенние пейзажи), Дети делятся своими впечатлениями.
3. Затем, напоминаю некоторые приемы изображения деревьев и предлагаю приступить к работе. В это время я слежу за правильностью выполнения задания, комментирую удачные решения, обращаю внимание на возможные ошибки.
4. Физминутка “ОСЕНЬ”. Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб. Кто нашел его друзья? Это я, это я, это я?
Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх. Приседания с прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладони “смотрят” вниз. Медленно подниматься, держась руками за голову, как за шляпу. Стоя прямо, пожимать плечами. Прижимая руки к груди, утвердительно кивать головой. - Ребята, давайте с вами вместе отгадаем загадку: Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает? ( осенью) Читаю детям стихотворение О. Дриз «Что случилось»: Ах, что было, Что случилось! Дверь тихонько отворилась И тихонько затворилась. Мы судили, мы рядили Да и думать бросили: Кто же нам через порог Кинул желтенький листок – Письмецо от осени? Показываю детям коробку, открываю и сообщаю, что в нашу группу пришла посылка от Осени. В посылке – красивые листочки, веточки, гроздья рябины. Предлагаю подойти и выбрать по одному листочку. Дети рассматривают разложенные на столе красивые осенние листочки, описывают их « красивыми» словами; вспоминают, как гуляли в парке, собирали листья, шуршали ими. Спрашиваю детей, не хотят ли они сохранить красоту листопада и как это можно сделать.
5. Подвожу детей к созданию осенней композиции. - Сегодня мы с вами создадим свою композицию золотой осени. Предлагаю детям объединить их работы на кафельной плитке в одну. Что же у нас получилось? Это похоже на осенний парк. Давайте украсим его, но сначала рассмотрим, какие материалы нам понадобятся для работы? С чего мы начнем выполнять нашу композицию? Подумайте, какая у вас будет осень? Грустная или радостная? Длительная работа вызывает утомление, поэтому необходимо проводить.
6. Упражнения для глаз. Предлагаю детям удобно сесть, выпрямить спину, руки положить на колени и выполнить следующие упражнения: Не двигая головой, медленно поднять глаза вверх, затем опустить вниз (5-10 раз); Посмотреть влево - вправо, не двигая головой (5-10 раз); Упражнение «восьмерка» (5-6 раз); Закрыть глаза, слегка похлопать по векам подушечками пальцев (15-30 секунд); Открыть глаза, сконцентрировать внимание на близко расположенном предмете, затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (5-10 раз); Поворачивая голову влево и вправо, постараться максимально увидеть, что находится за спиной; – На фоне музыкального сопровождения зачитываю стихотворение Ивана Бунина: Лес, точно терем расписной - Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой; Что вышки – елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца И осень, тихою вдовой, Вступает в пестрый терем свой...» Дети украшают композицию веточками, листьями, гроздьями рябины.
7. Подведение итогов занятия: - Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какая осень у нас самая золотая, нарядная, весёлая, а веселая она от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
8. Прощание - Вы славно поработали сегодня. Скажите, дети, у вас получилась золотая осень? А какая же она? Понравилось вам создание осенней композиции? С каким настроение вы уходите? Спасибо вам за творчество.
9. Уборка рабочего места.
Подготовила: воспитатель МДОУ № 68 г. Белгорода Слободянская Елена Ивановна
|