Цель:
- учить детей находить и выделять приметы весны в окружающей природе и на картинах художников;
- учить сопоставлять и сравнивать музыкальный и художественный образы;
- продолжать учить детей самостоятельно высказываться об услышанном музыкальном произведении (содержание, характер, выразительные особенности);
- закреплять навыки работы с красками; развивать у детей воображение, образное мышление, память, слуховое и зрительное внимание; формировать у детей экологическое сознание;
- воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, любви к природе и музыке.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; слушание и разбор музыкальных произведений весенней тематики композиторов П.Чайковского, Э.Грига, Г.Свиридова, изучение песен и хороводов весенней тематики; чтение художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, потешки, заклички) о весне, экологических рассказов; заучивание стихов о весне; наблюдение за природой на прогулке; рисование весенних композиций на тему «Весна»; домашние рисунки детей совместно с родителями в альбоме «Времена года».
Ход занятия.
Воспитатель. На праздник всех мы приглашаем,
Друзей улыбками встречаем.
(Звучит аудиозапись вальса. Дети исполняют танец с цветами. Затем ставят цветы в вазы и садятся на стулья.)
Воспитатель. Я превращаю почки в зелёные листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю. Всех разбудила ото сна. А как зовут меня?.. (Весна).
Правильно, это весна. Расскажите, пожалуйста, о приметах этого
времени года.
ИГРА «ЧУДЕСА». (Дети по очереди передают друг другу сосульку и называют приметы весны.)
Ребенок. День весенний, день чудесный, Солнце ветки золотит. В светлом небе птичья песня Колокольчиком звучит.
Скинув плащ пушистый, снежный, Рощи весело шумят. Голубой расцвел подснежник – И весне, и солнцу рад. (Н. Френкель)
Ребенок. Снова к нам пришла весна, Столько света и тепла! Тает снег, журчат ручьи, Скачут в лужах воробьи.
Потеплело на дворе, И раздолье детворе!
«ПЕСЕНКА-КАПЕЛЬ» — муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой.
Ребенок. Небо ярко засинело. Землю солнышко пригрело. Из-за гор, из-за морей Мчатся стаи журавлей.
Ребенок. Ручейки в лесу поют И подснежники цветут. Пробудилось всё от сна – Это к нам идет весна!
Ребенок. В гости к нам весна пришла, Людям радость принесла. Солнце ярко засветило, Снег холодный растопило.
Ребенок. Потеплело на дворе – И раздолье детворе. Все от солнца жмурятся, Ведь весна на улице.
Ребенок. Весна прислала к нам гонца – Голосистого скворца. Он по клумбам быстро ходит, Чистоту кругом наводит.
Прутья, листики с земли Галки в гнезда унесли. Воробьи склевали крошки. Дождик вымыл все дорожки.
Доложить спешат гонцу – Голосистому скворцу – «Передай ты слово в слово – Всё у нас к весне готово!»
Воспитатель. Да, в наших краях ждут прихода весны и растения, и животные, и
люди. Давайте отправимся в весенний лес и посмотрим, как его
обитатели встречают весну.
ИГРА «ЭХО». (Дети повторяют за взрослым последние слоги каждой строчки стихотворения.)
Я иду и пою… (ю-ю-ю)
Очень лес я люблю… (лю-лю-лю)
Как прекрасна земля… (ля-ля-ля)
Это родина моя… (я-я-я)
РАЗМИНКА «ВЕСНА ПРИШЛА»
Весна, весна! Пришла весна!
|
Хлопки в ладоши
|
Тепло на крыльях принесла
|
Короткие взмахи руками-крыльями
|
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой
|
Ходьба. Приподнять повыше подбородок
|
Расцвел подснежник голубой.
|
Руки в стороны
|
Он весь пушистый, серебристый
|
Приседания
|
На солнце маленький стоит
|
Прыжки
|
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
|
Наклоны туловища
|
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
|
Повороты влево-вправо
|
Воспитатель. Давайте, ребята, ненадолго отправимся в весенний лес на прогулку.
Солнце еще не прогрело сырую, холодную землю. Как вы думаете,
чем пахнет весной в лесу? В лесу пахнет прошлогодней травой и
набухшими почками. Пробивается сквозь слой старых прелых
листьев молодая весенняя травка. Воздух чистый и свежий. Как
здесь светло и красиво!
Ребята, я предлагаю послушать звуки весеннего леса. Хотите?
Давайте послушаем и подумаем, кого или что мы услышим.
Звучит аудиозапись голосов природы.
Воспитатель. Какие же звуки мы услышали? Скажите, ребята, что ещё помогает
нам увидеть красоту природы? Да, это музыка. Какие композиторы
писали музыкальные произведения о природе? Сегодня мы с вами
послушаем ещё одно произведение П.И. Чайковского, которое
называется «Подснежник» и относится к месяцу апрелю. Апрель –
месяц резких контрастов в природе, самый интересный месяц весны.
Месяц — богатырь, наиболее сильный в календарном ряду — начало
начал. Он согревает солнцем, открывает тепло. В апреле дни синие
с золотом. Это месяц говорливой воды, звенящий, голубой,
лучистый, месяц очищения природы, ее бурного пробуждения и
расцвета. Месяц первых первоцветов: землю красит, первыми
цветами удивляет, травы в рост двигает. Нет в году равному ему,
чтобы начинался снегом и стынью, а кончался зеленеющей муравой,
набухающим зерном. Называют апрель и птичьим месяцем, вот
почему в это время проводится день птиц.
А теперь глаза закройте, это обязательно,
Чтобы звуки все узнать – слушайте внимательно!
(Звучит произведение «Подснежник» П.Чайковского.)
Воспитатель. Ребята, расскажите, что вы услышали? Какое настроение передал
композитор? (веселое, радостное, торжественное). Там, где живет
весна, кто еще живет? Птицы, солнце, цветы, трава, облака, и у всех
у них разные песенки. Вспомните слова нашей песенки про капель:
о чем в ней говорится? Давайте споем с вами песенку о первом
вестнике весны.
ПЕСНЯ «ВЕСТНИК ВЕСНЫ», муз. и сл. З.Роот.
Воспитатель. Художник, услышав эту музыку, захотел нарисовать картину. Как
вы думаете, что на ней будет нарисовано? (весенняя капель, прилет
птиц, таяние снега, проталины, солнечное небо, первые цветы…)
Давайте проверим, так ли это. Я приглашаю вас в наш музей.
Дети ходят по группе, рассматривая картины и иллюстрации разных художников о весне.
Воспитатель. Победить зиму нелегко. Весне приходится трудиться долгие три
месяца. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май) В народе
говорят: март – весна света, апрель – весна воды, май – весна травы.
Как вы думаете, почему? Весной пробуждается не только природа,
Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их
лицах, добрее становятся их мысли.
Улыбнитесь друг другу и обнимитесь. Чувствуете, как изменилось
ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как
это делает весна. И сейчас вы можете выразить своё настроение в
своей работе.
Дети садятся за столы и под музыку П.И. Чайковского «Подснежник» начинают работу по изодеятельности.
|