Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе».
Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна
Цель:
- показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна».
Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.
Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Светает рано по утрам, Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели. Медведь со снежной встал постели Всех солнышко теплом ласкает. Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.
(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны).
Воспитатель: Какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом).
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает) Весной сосульки под солнцем… (тают, капают) Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают) Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят) Весной птицы… (возвращаются, прилетают) Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают) Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают) Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)
Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
- Назовите первый месяц весны? Третий месяц?
- Какой месяц находится между мартом и маем?
- Какой месяц впереди апреля? Мая?
-Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?
-В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
- Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают).
- Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница). Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Дети: — Да, мы знаем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.
- Март, апрель, май, декабрь.
- Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
- Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
- Бабочка, шмель, пчела, воробей.
Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.
Физминутка:
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем Вот выходим мы на луг (ходьба на месте) Тысяча цветов вокруг (руки в стороны) Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер Расстилается ковер И направо и налево К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули (руки вверх) Отдохнуть мы все успели. И на место снова сели.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ).
Дети: — Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.
Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)
1 ребенок:
Рядом с сосенкой подснежник Смотрит в небо — светлый, нежный Что снежинки лепестки! Не тяни к нему руки —
Вдруг растают лепестки!..
2 ребенок:
Воробей взъерошил Пёрышки- Жив, здоров И невредим.
Ловит мартовское Солнышко Каждым пёрышком Своим.
3 ребенок:
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, Значит, к нам пришла весна.
4 ребенок:
Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой - Первый росчерк грозовой, А в тени прозрачной сада - Куст сирени у ограды.
5 ребенок:
Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне.
Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.
- Березу одели листочками.
-Играли с мячом (называли весенние признаки).
-Читали стихи.
-Составили рассказ о весне.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.
|