НОД по экологии в старшей группе на тему «Птицы весной»
Петрова Светлана Алексеевна Воспитатель ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Самарская область, пгт. Рощинский
Цели:
Образовательные: Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период. Закрепить признаки весны. Дать сведения о видах гнезд и их размещении. Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.
Воспитательные: Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные.
Предварительная работа:
Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.
Демонстрационный материал:
Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
- Двигательная Физкультминутка
- Игровая Дидактическая игра «Раздели на группы», «Собери целое из частей», «У кого кто», «Ищи корм»
- Коммуникативная Беседа, викторина, рассказы детей, диалог
ответы на вопросы, игра «Я дрозд- ты дрозд», чтение стихотворения
4. Познавательно-
исследовательская Проблемные ситуации, рассматривание картин, гнезда
Логика образовательной деятельности
Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро, дети!
Проблемная ситуация
-Ребята, сегодня я проснулась от перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. А вы слышали? (Ответы детей)
-Почему птицы стали так весело и громко петь свои песни? (Потому что наступила весна.)
Основная часть.
1. Беседа
- Давайте вспомним приметы весны. Передаём солнышко и называем.
(Примерные ответы детей.)
-Весной солнце не только светит, но и греет.
-Весной появляются проталинки.
-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.
-Весной с крыш домов свисают сосульки.
-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.
-Весной появляются первые цветы (подснежники).
-Весной просыпается медведь после зимней спячки.
-Весной с тёплых стран прилетают птицы.
Вот такие чудеса происходят весной.
-Что вы слышите? (Голоса птиц.)
2. Сообщение темы
-Давайте сегодня поговорим о птицах весной.
Давайте сядем. (Дети сидят)
-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелетные.)
-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)
- А как называется, когда птиц много? (Стая)
4. Дидактическая игра «Раздели на группы»
-Ребята, посмотрите на дерево. (На дереве висят фотографии и картинки птиц)
Собралась стая птиц и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить. Нужно подойти к дереву взять картинку. Перелетных птиц нужно поместить на полянку с проталиной, а зимующих — на полянку со снежинкой.
(На одном мольберте — эмблема – снежинка, а на другом – весенняя проталинка.)
(Ласточка, сова, дятел, кукушка, воробей, синичка, сорока, ворона, скворец, грач, снегирь, жаворонок.)
- Проверим.
- Как здорово, что мы справились с этим заданием.
5. Дидактическая игра «Собери картину» (Работа в паре)
-А у меня ещё есть картинки с птичками. Они лежат в конверте. Ребята, проходите за столы. Нам нужно собрать картинку из частей в паре.
(Дети получают конверты с разрезанными картинками)
Дети в паре собирают картину. (4 части)
(Утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля)
- А эти птицы перелётные они или зимующие? (Ответы)
6. Викторина
- Почему у журавля длинный клюв? (Чтобы лягушек и рыб доставать из воды)
- Почему у цапли длинная нога? (Чтобы не утонуть.)
- Значить эти птицы в воде живут? (Водоплавающие и болотные)
- Как же ласково называем лебедя? (лебёдушка) А утку? (уточка)
Молодцы! Можно и поиграть.
7. Физкультминутка
1. «По дубочку постучишь»
(Дети встают в кружок и выполняют движения)
По дубочку постучишь – вылетает сизый чиж.
У чижа, у чижика хохолочек рыженький.
Чижик по лесу летал, правой ноженькой стучал.
Скив-скив, не зевай, себе пару выбирай.
2. «Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение:
(дети встают парами)
Я-дрозд, — (показывают каждый на себя)
И ты-дрозд — (показывают друг на друга)
У меня есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки — (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)
Мы -два друга – (берутся за руки)
Мы любим друг друга – (обнимаются)
8. Беседа о птичьих гнёздах
– Ребята, а вы знаете, что делают все птицы весной? (Весной у птиц много забот они строят гнезда, высиживают птенцов.)
- Правильно. Я видела настоящее гнездо. Хотите посмотреть?
(Дети подходят к дереву с гнездом, рассматривают его)
- А как вы думаете из чего сделано это гнездо? (Из сухой травы)
- Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?
-Руками гнездо трогать не будем. Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)
- А ещё из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев)
-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)
-А где птицы стоят свои гнёзда?
(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)
А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)
-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца. Чужая мама высиживает их.)
-Ребята, а как называется такой птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома? Кто там живёт? (Папа-скворец, мама — скворчиха и птенец — скворчонок)
-Как мы с вами можем помочь птицам весною?
(Сделать скворечники и развесить их)
-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?
(Отложить яйца и вывести птенцов) -А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.
(Мама – птица, самка)
-А теперь ещё поиграем. (Дети встают в кружок.)
8. Дидактическая игра «У кого кто?» /с мячом на паласе)
-У кого, кто появляется?
- У совы — совята
- У кукушки-кукушата
- У скворца — скворчата
- У галки-галчата
- У вороны — воронята
- У сороки – сорочата (сорочёнок)
- У журавля — журавлята
- У аиста – аистята
- У грача — грачата
- У утки-утята
- У лебедя — лебедята
- У гуся гусят
-Молодцы!
-Птенчики появились. А кто же их кормит?
(Оба родителя и мама-самка и папа-самец.)
- А когда птенцы подрастут, они сами себе ищут корм.
9. Дидактическая игра «Найди корм»
Сейчас мы превратимся в птенцов. (Дети кружатся)
Покружись, покружись,
В птенчика превратись.
-Вы теперь птенчики и вам нужно выбрать себе корм.
(Дети выбирают себе корма)
-Что выбрали? (Ответы детей)
-А какие корма остались? Молодцы! А теперь снова превратимся в девочек и мальчиков.
Покружись, покружись.
В ребятишек превратись.
- Итак, чем же питаются птицы?
(Птицы питаются насекомыми, гусеницами, личинками, червяками.)
-Молодцы!
- Питаясь насекомыми, птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.
10. Демонстрация плакатов
-А что мы должны делать для охраны птиц?
- Нельзя шуметь в лесу.
- Нельзя забирать птиц домой.
- Нельзя ловить и убивать птиц.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя брать птенцов из гнезда.
-Молодцы ребята!
Заключительная часть.
-Давайте покажем нашим гостям плакат «Берегите птиц!», который мы сделали сами.
(Дети берут плакат и читают стихотворение)
Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря. Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!
|