Программное содержание:
- Формирование элементарных представлений о весне (солнце све-тит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, появляются почки и первые листочки на деревьях, кустах, дети легко одеты), о птицах весной (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.)
- Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»:
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- игровые упражнения: «Птички»; «Весёлый воробей» (по стихотворению М. Клоковой «Зима прошла») и др.
- несложные сюжетные подвижные игры «Птички летают», «Птички, летите ко мне», «Мы цыплятки, дружные ребятки», «Птички в гнездышках» и др..
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Дидактическая игра: «Такие разные птицы».
Учить устанавливать тождество и различие птиц ближайшего окружения (воробей, голубь, ворона) по величине: маленькие – большие.
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Беседа по результатам наблюдений за птицами (ворона, воробей, голубь) на участке детского сада.
Формировать элементарные представления о птицах (птицы летают, живут на деревьях), их внешнем виде (имеют туловище, крылья, клюв и т.д.), повадках (летают, клюют корм).
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Разучивание потешки: «Петушок – золотой гребешок».
Знакомить с литературными средствами художественной выразительности. Побуждать к заучиванию наизусть коротких фольклорных текстов.
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Лепку: «Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышки я дам».
Формировать навыки деления пластилина (глину) на части, отрывания пластилина (глины) маленькими кусочками от основного куска.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
Конструирование из бумаги «Одуванчики».
Обучать способам работы с бумагой (делают травку путём разрывания зелёной бумаги и туда помещают одуванчики (комочки).
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- музыкальные произведения для слушания: «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К.Сен-Санса); «Воробей» А.Руббах
- пение: «Белые гуси» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Птичка» муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Птичка» муз. Т.Потапенко, сл. Н.Найдёновой; р.н. песня в обр. М,Красева «Петушок»; «Кря-кря» муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной;
- музыкально-ритмические движения: «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида;
- имитационные игры, связанные с игровой передачей образов птиц, способствующих развитию воображения и творчества;
- игры на музыкальных инструментах (на металлофоне «Капельки звенят» (громко-тихо).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- иллюстрации, серия картинок о птицах ближайшего окружения;
- разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;
- книги для рассматривания и детского чтения (фольклор: «Сорока-белобока», «Петушок, петушок» и др.; поэзия: В.Жуковский «Птичка», И.Токмакова «Голуби», Д.Хармс «Весёлые чижи»; проза: «Курочка Ряба» (рус. сказка в обр. К.Ушинского), К.Чуковский «Цыплёнок», Е.Чарушин «Курочка» и др).
- настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;
- материалы для дорисовки: «Птичка клюёт зёрнышки» и др.;
- атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей
- иллюстративный материал;
- дидактические пособия для развития мелкой моторики.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- организовать прогулку в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на птиц;
- привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
- почитать рассказы и стихи о птицах;
- разучить русские народные попевки и потешки о птицах ( «Сорока белобока …», «Ой, утушка моя луговая» и др.).
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание фото, иллюстраций птиц;
- приёмы, вызывающие интерес к отражению в сюжетных играх событий из прочитанных книг, впечатлений от коллективных т личных наблюдений, рассматриваемых картинок;
- наблюдения за повадками птиц на участке;
- дидактические игры на узнавание в натуре, на картинках, в игрушках птиц (воробей, ворона, голубь и др.);
- игры-имитации, отражающие характерные действия (летят большие и маленькие птицы), в разном темпе (дождик полил – крылышки замочил);
- приёмы формирования навыков рисования (линии, штрихи, пятна) в самостоятельной изобразительной деятельности;
- игры с предметами, картинками: «Узнай, кто позвал» и др;
- простые трудовые поручения по уходу за птицами в уголке природы (попугайчики, канарейки);
- слушание аудиозаписи: «Звуки леса», «Пение птиц».
Гигиенические процедуры:
- формировать умения детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям ( «Умываются котята и цыплята и утята…»), личному и коллективному опыту детей по результатам наблюдений за птицами);
- расширять представления детей о процессах одевания в соответствии с погодными условиями.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- обращение к игровому персонажу (Петушку): проконтролировать правила пользования столовыми приборами, салфеткой; поощрение от имени персонажа.
Прогулка:
- наблюдения за птицами, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
- наблюдения сенсорных признаков объектов природы (цвет, форма, величина);
- беседы о бережном отношении к птицам (почему не следует их пугать, разрушать гнёзда и т.п.);
- подвижные игры «Птички летают»; «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках» и др.;
- индивидуальная работа по развитию основных движений;
- элементарные трудовые поручения на участке (привлекать детей к кормлению птиц).
Вечер:
- рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака, В.Сутеева;
- чтение и обсуждение стихов (В. Жуковский «Птичка», И.Токмакова «Голуби», Д.Хармс «Весёлые чижи» и др.);
- чтение детской природоведческой художественной литературы;
- прослушивание музыкальных произведений, аудиозаписей ( «Звуки весеннего леса»);
- игры-этюды по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (птички, радующиеся лучам солнца);
- игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов;
- игры-истории с целью закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;
- приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;
- наблюдения и беседы, направленные на исследование объектов природного мира (побуждение детей различать, узнавать, называть знакомых птиц на основе конкретных признаков – «Как ты узнал?»);
Вечерняя прогулка:
- беседы на тему «Птицы вокруг нас» (птицы ближайшего окружения);
- наблюдения за изменениями в поведении птиц ( «Что было, что стало?»);
- имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов (радостно летающих птиц), способствующих развитию воображения и творчества;
- рисование песком (тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт из малой лейки без наконечника);
- игры с бумагой «Бумажный вихрь» (заранее нарезанную бумагу раздувают с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером, наблюдают на «полётом»);
- подвижные игры «Птички летают»; «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках» и др.;
- элементарные трудовые поручения по кормлению птиц. (Поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности).
|