Задачи. Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями;
- Умение устанавливать причинно – следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно – схематическую модель; относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам; доказательно строить суждения;
- Познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Предварительная работа. Занятие завершает цикл совместной деятельности педагога с детьми по накоплению конкретных представлений о птицах.
Ход занятия
1 часть
На фланелеграфе выставляются картинки с изображением разных птиц.
Жалейкин (игровой персонаж). Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?
Воспитатель. Почему ты так решил?
Жалейкин. Да потому, что у них крылья и ноги.
Воспитатель. Прав Жалейкин? Кто изображен на картинках? (Птицы.)
Жалейкин. А как вы узнаете птиц? Научите и меня.
Воспитатель. Ребята, давайте научим Жалейкина узнавать птиц и не путать их с другими животными.
2 часть
Воспитатель. Будем учить Жалейкина узнавать птиц. Какие птицы изображены на картинках? (Жалейкин называет неправильно, дети его исправляют.)
Жалейкин. Ой, какие они все разные!
Воспитатель. Чем птицы не похожи? Чем они различаются? (Дети отвечают, кто что думает.)
Жалейкин. Ничего не понял, все сразу говорили.
Воспитатель. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про ноги. Почему у птиц разные ноги? (Живут в разных местах.)
(Выставляет картинки разных сред обитания. Задание: подобрать картинки с птицами к их местам обитания.)
Жалейкин. Я знаю! (Путает, ставит картинки неправильно, дети его исправляют.)
Воспитатель. Почему у цапли такие длинные ноги? (Живет на болоте.) Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих у болота). Почему у пеликана ноги с перепонками? (Живет в воде, плавает.) Птицы, которые живут у воды и плавают, должны иметь ноги с перепонками. Поставим картинку (модель ног плавающих птиц).
Воспитатель. Почему у попугая маленькие короткие ножки с цепкими коготками? (Живет на деревьях, цепляется за ветки.) птицы, которые живут на деревьях, должны иметь такие ноги. Поставим картинку (модель ног птиц, живущих в условиях наземной среды, на деревьях).
Воспитатель. Что еще у птиц разного? (Клювы.) Почему у птиц клювы разные? (Едят разную пищу.) Задание: подобрать картинки с птицами к картинкам с соответствующей пищей. (Жалейкин путает, дети его исправляют.)
Воспитатель. Для чего пеликану такой большой клюв? (Он питается рыбой.) Поставим картинку (модель клюва). Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему? (Достает еду из–под коры дерева.) Поставим картинку (модель клюва). Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы? (Расщелкивают клювом семечки.) Поставим картинку (модель клюва).
Воспитатель. Что еще разного у птиц? (Цвет. У всех птиц перья разного цвета.) Какого цвета перья у птиц? Поставим картинки (разный цвет перьев).
Воспитатель. Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им помогает это делать? (Крылья.) Крылья у всех разные – большие и маленькие. Поставим картинки (разные крылья).
Жалейкин. Они все такие разные, почему вы их называете одним словом – птицы?
Воспитатель. Чем же похожи все птицы? Картинки вам в этом помогут. Ноги у всех птиц разные, но у всех их по две. Крылья у всех птиц разные, но у всех два крыла. Клювы у всех разные – но у всех птиц есть клюв. Перья разного цвета – но у всех тело покрыто перьями. (Выставляются модели «птицы» по мере выявления общих признаков птиц.)
Воспитатель. Как же мы отличим птиц от других животных? (Дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы.)
Жалейкин. Я все понял, теперь запросто узнаю птиц. Сейчас найду. (Находит бабочку.)
Воспитатель. Прав Жалейкин? (Нет.)
Жалейкин. Почему бабочка – это не птица? (Нет перьев, шесть ног, четыре крыла.)
Жалейкин. Я нашел птицу. (Находит самолет.)
Воспитатель. Правильно Жалейкин нашел птицу? (Нет.) Чем похож самолет на птицу? Почему самолет – не птица? (Дети исправляют, воспитатель обобщает: чтобы сказать о ком-то, что это птица, нужно чтобы сразу было все: и две ноги, и два крыла, и перья и клюв.)
3 часть
Воспитатель. Давайте поможем Жалейкину найти птиц. (На столе разложены картинки с изображением разных животных и предметов.) Каждый из вас найдет птицу и расскажет Жалейкину, как это узнал. (Дети объясняют Жалейкину, как они узнали птиц, и он тоже правильно выбирает картинку с птицей.)
Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна. МБДОУ Детский сад №296, г.Уфа, Республика Башкортостан
|