исполнитель:
воспитатель д/с «Непоседы» Пашковская А.Н.
Проблема:
У детей не достаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей не достаточно развито чувство заботы о птицах.
Актуальность проблемы:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.
Скачать презентацию
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц»?...
(Э. Н. Голованова)
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Формировать обобщенные представления о птицах, развивать интерес к их жизни, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей был разработан проект «День птиц».
Цель проекта:
Формировать общие представления дошкольников о птицах (зимующих и перелетных), их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым: помочь птицам на территории детского сада дождаться прихода весны.
Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Задачи:
- Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
- Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;
- Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зимующих (воробей, ворона, снегирь, синица, сорока, дятел и др.) и перелётных птицах (грач, жаворонок, журавль, ласточка, кукушка и др.), прилёт, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них;
- Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
- Формировать устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности;
- Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
- Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников, совместной выставки работ книга своими руками: «Наши пернатые друзья»).
Предполагаемый результат:
Систематизация знаний детей о птицах;
Формирование осознанного действенного отношения к птицам;
Желание заботиться о пернатых;
Понимание их значимости в жизни людей;
Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем;
Развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.
Тип проекта:
Познавательно – речевой.
Возраст детей:
3 – 3,5 года.
Продолжительность:
Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта:
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Совместная деятельность родителей и детей:
Изготовление кормушек, скворечников, выставки: книга своими руками: «Наши пернатые друзья».
Этапы работы над проектом:
Организационно – подготовительный этап:
Составление плана реализации проекта с учетом интеграции образовательных областей;
Подбор методической, художественной и познавательной литературы по теме.
Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин.
Подбор дидактических игр;
Привлечение родителей к текущему проекту.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми
Социально-коммуникативное развитие НОД.
Дидактические игры:
«Определи группу»
Цель: научить классифицировать предметы по группам (домашние и дикие птицы)
«Путаница. Дидактическое лото»
Цель: научить находить различные предметы по их контурным изображениям
Развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.
«Узнай птицу по описанию»
Цель: воспитывать доброе бережное отношение к пернатым друзьям.
«Угадай что делать»
Цель: учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.
«Кто где зимует?»
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Пальчиковые игры:
«Журавли», «Птичка» и др.
Беседы с детьми:
«Птичий двор»
Цель: Расширять представление детей о домашних птицах и их характерных особенностях, продолжать знакомить детей с понятием семья.
Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме.
Формировать желание проявлять заботу о них.
«Что мы знаем о птицах?»
Цель: Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать интерес и любовь к пернатым, желания заботиться о них, охранять.
«Перелетные птицы»
Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.
Учить соотносить смену сезона года (весна) с особенностью жизни птиц;
знать представителей мира птиц (гуси, утки; грачи, ласточки, скворцы). Воспитывать любовь к природе, родному краю.
«Накормите птиц зимой»
Цель: Развивать познавательную активность; экологическое мышление.
Познакомить детей с зимующими птицами родного края и организовать подкормку птиц.
Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
«Птицы разных стран»
Цель: познакомить и закрепить знания детей о птицах разных стран.
Речевое развитие НОД
«Домашние птицы»
Цель: Расширять представление детей о домашних птицах и их птенцах, характерных особенностях, продолжать знакомить детей с понятием семья.
Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: русским народным сказкам, песенкам, потешкам.
Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (рябенькая, пестренькая, желтенькие, белые, пышные, разноцветный, клюв).
Учить узнавать, называть птиц на картинках, называть их отличительные особенности, звукоподражать.
Формировать желание проявлять заботу о них.
Чтение и обсуждение художественных произведений:
В. Бианки «Синичкин календарь»
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка»
С. Я. Маршак «Весенняя песенка»
А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»
Е. Чарушин «Яшка»
М. Зощенко «Умная птичка»,
А. Майков «Ласточка примчалась»
Е. Авдеенко «Воробей»
А. Толстой «Умная галка»
М. Пришвин «Дятел».
А. Прокофьев «Снегири»
В. Стоянов «Воробей»
Р. Бухараев «Кормушка»
В. Приходько «Воробей»
Пословицы про птиц, ознакомление с народными приметами.
ФЦКМ
«Зимующие птицы»
Цель: формировать у детей интерес к птицам, узнавать их по внешнему виду;
Совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять краткий рассказ – описание;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать их;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Просмотр мультипликационных фильмов:
«Гадкий утенок», «Серая шейка», «Дикие лебеди»
Лепка:
«Утята»
Цель: Научить детей лепить предмет (уточку, который состоит из нескольких частей). Учить детей передавать в лепке выразительность образа и характерные особенности утят: туловище в форме овала; голова в форме шара, вытянутый широкий клюв, хвостик. Развитие интереса к изобразительной деятельности и эстетическому восприятию.
Заключительно – итоговый этап:
Коллективная работа:
«Птичья столовая»
Цель: формировать у детей обобщенное
представление о зимующих птицах.
Воспитывать заботливое отношение к птицам,
желание помогать им в трудных условиях.
Закрепить понятие «зимующие птицы
средней полосы»
Оформление группы на тему: «1 апреля – день птиц»:
Выпуск стенгазеты «1 апреля – День птиц»
Проведение праздника
Досуг «1 апреля — День птиц» (для детей 1-й и 2-й младших групп)
Цель: Помочь осознать главные этические законы жизни человека
– любви, добра,
справедливости к окружающему миру.
Развивать у детей потребность общения
с природой и окружающим миром.
Развивать в детях ответственность
за "братьев наших меньших".
Выставка работ Книга своими руками по теме: «Наши пернатые друзья».
|