Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Задачи:
- Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему.
- Учить детей вести активный диалог от лица птиц по заданной теме.
- Обучать детей постановке репродуктивных и поисковых вопросов.
- Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках зимующих птиц.
- Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения.
- Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.
- Учить преодолевать стереотипность высказываний, длительный отбор языковых средств.
- Развивать творчество, фантазию детей.
- Развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память.
- Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.
- Формировать положительные взаимоотношения между сверстниками (дружелюбие, взаимопомощь).
- Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим людям и животным.
Оборудование:
- мяч;
- мольберт;
- сюжетная картина с изображением зимующих птиц: дятла, снегиря, синицы, сороки.
- карточки-схемы для составления описательного рассказа.
- силуэты зимующих птиц (для поощрения).
Ход занятия
1. Организационный момент.
а) Настрой детей на работу.
б) Проведение игры ребенком.
Учитель-логопед: В какую игру вы хотите поиграть?
(Выбор по желанию детей: «Продолжи ряд», «5 названий», «Мяч кидай, быстро слово называй», «Хвастунишки»).
Учитель-логопед: Сегодня игру проведет … (назначается ребенок).
2. Игра «Да – нет» (отгадывание задуманного слова).
Во время игры дети сидят на ковре.
Учитель-логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Да — нет». Давайте считалкой выберем двух ведущих. Они нам загадают слово, а мы попробуем это слово отгадать.
(Дети считалкой выбирают ведущих; ведущие загадывают слово – название зимующей птицы. Дети задают вопросы, пара ведущих отвечает на них).
Обращаю внимание на правильность постановки вопросов, на употребление в вопросах сложных прилагательных «красноголовый», «красногрудый», «длиннохвостая» и т.п.
Учитель-логопед: Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют зимующих птиц).
3. Введение в тему.
(Дети садятся на стульчики перед мольбертом с сюжетной картиной с изображением зимующих птиц).
- Слушайте рассказ и помогайте мне.
Наступила зима. Землю укрыл белый пушистый снег. Все деревья оделись в нарядные серебристые шубки. Одни лишь елочки зеленеют в зимнем лесу.
Однажды на пушистую елочку слетелись разные птицы. Была тут … (длиннохвостая сорока), и … (красногрудый снегирь), и … (желтогрудая синичка). На пенек сел … (красноголовый, длинноклювый дятел).
Смотрят птицы друг на друга, удивляются.
Учитель-логопед: Как вы думаете, чему они удивляются? (Выслушиваются предположения детей).
Учитель-логопед: Наверное, птицы впервые встретились и не знают друг друга. Сидят, смотрят друг на друга, удивляются: «Что это за птица? Как ее зовут?» Решили птицы познакомиться.
- Давайте представим, что птицы умеют разговаривать.
4. Составление плана описания зимующих птиц. Обучение детей вести диалог от лица птиц. Работа над словарем.
Учитель-логопед: Как же птицам познакомиться? (Выслушиваются варианты ответов).
1. Выставляется схема с изображением вопроса.
Учитель-логопед: Конечно, сначала птицы поздороваются друг с другом и представятся.
- Как, например, дятел познакомится со снегирем? (Дети вступают в диалог дятла и снегиря. Выслушиваются ответы разных детей).
Образец:
- Здравствуй, ты кто?
- Я – дятел, а ты кто?
- Я – снегирь.
- Какое у тебя имя красивое! Почему тебя так назвали?
- Я прилетаю с первым снегом, поэтому меня назвали снегирем.
2. Выставляется схема с изображением головы и клюва.
Учитель-логопед: О чем потом птицы будут говорить? (Выслушиваются ответы).
- Конечно, они будут говорить о своем внешнем виде.
- Снегирь удивленно спросит: … (Дети вступают в диалог: «Дятел, что это у тебя на голове?»)
- Что ответит дятел? (На голове у меня красная шапочка; красный красивый беретик).
- Как дятел спросит про головку снегиря? (Выслушиваются вопросы детей, поощряется активность детей, вариативность вопросов и ответов).
- Что ответит снегирь? (На голове у меня черная шапочка; бархатная шапочка).
- А что ответила бы синичка? сорока?
Обыгрывается диалог, в процессе активизируется словарь: черно-синяя головка, по бокам белые пушистые щечки (у синицы), черная, бархатная шапочка (у сороки).
- А теперь пусть птицы поговорят о своих клювах.
Дети вступают в диалог. Активизируются прилагательные: длинный, крепкий, острый, маленький, тупой.
- Пусть птицы расспросят друг друга, зачем им такие клювы. (Обговаривается назначение клювов).
3. Выставляется схема с изображением грудки.
Учитель-логопед: Дятел смотрит на грудку снегиря и удивляется …
Дети задают вопрос:
- Снегирь, что это у тебя такое красивое?
- Что ответит снегирь? (Это у меня красная грудка. За цвет грудки меня называют красногрудый).
- Как еще может снегирь похвастаться своей грудкой? (Грудка у меня как красная рубашечка, как спелое яблочко).
- А снегирь как спросит про грудку дятла? (Выслушиваются ответы).
- Что ответит дятел?
Активизируются прилагательные: пестрая, сероватая.
- Что скажет про свою грудку синичка? сорока?
Активизируется словарь: ярко-желтая грудка, желтый жилетик с черным галстучком, белая, нарядная рубашечка).
4. Выставляется схема с изображением спинки и крыльев.
Учитель-логопед: О чем еще спросит дятел снегиря?
Дети выстраивают диалог:
- Снегирь, какие у тебя спинка и крылышки?
- Спинка у меня серая, а крылышки черные. А у тебя?
- А у меня спинка и крылышки пестрые (черно-белые).
- Как похвалятся другие птицы?
Активизируется словарь:
У сороки – черная спинка, черные крылья;
У синицы – желто-зеленая спинка, сине-зеленые крылышки с черными краями и белыми пятнышками.
5. Выставляется схема с изображением хвоста.
Учитель-логопед: О чем еще спросит дятел?
Обыгрывается диалог.
Учитель-логопед: Как вы думаете, зачем дятлу крепкий хвост? (Он помогает дятлу крепко держаться на дереве).
Активизируется словарь: длинный, короткий, крепкий, длиннохвостая.
6. Выставляется схема с изображением когтей.
Обыгрывается диалог, уточняется назначение когтей у птиц.
Активизируется словарь: коготочки — маленькие, тоненькие, цепкие (у снегиря и синицы); когти – крепкие, длинные, цепкие (у сороки и дятла).
Учитель-логопед: Похвалились птички своим внешним видом. О чем еще они могут поговорить?
7. Выставляется следующая схема.
Учитель-логопед: Ребята, а зимой птицам холодно? Что появляется у птиц под перьями?
(Под перьями у птиц появляется пух).
Учитель-логопед: Как птицы спасаются от морозов? (Они распушат свои перышки и прячут в них клюв и лапки).
Учитель-логопед: Как спросить снегиря об этом? (Обыгрывается диалог).
- Где ночуют птицы? (Дятлы и сороки ночуют в лесу, на ветках деревьев, а синички и снегири прилетают ближе к домам, там теплее).
(Обыгрывается диалог).
8. Выставляется следующая схема – с изображением корма.
Учитель-логопед: О чем же еще птицы спросят друг у друга?
- Конечно, о питании.
- Как они об этом спросят?
(Заслушиваются вопросы; уточняются знания о питании птиц зимой).
Дятел – ищет насекомых в коре, достает клювом семена из шишек;
Снегирь – лакомится соком рябины, ягод, любит семена;
Сорока – ест хлебные корки, семена, заглядывает на помойки;
Воробей – клюет семена, хлебные крошки, крупу;
Синичка – любит сало, …
9. Учитель-логопед: Чем закончится разговор птиц?
(Выслушиваются ответы: разлетятся в разные стороны, полетят к кормушке, полетят в парк искать корм, …).
6. Подвижная игра «Снегири» — работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.
Учитель-логопед: Предлагаю отдохнуть и превратиться в снегирей.
Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона
В красных майках снегири. головы на строку.)
Распушили перышки, (на первое слово каждой строки — частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один хлопок.)
Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку.)
Улететь хотят.
-Раз, два, три, лети! (разбегаются по группе, взмахивая руками.)
6. Разыгрывание диалога двух птиц.
Предлагаю детям выбрать себе птицу и поучаствовать в разговоре. В процессе описания оказываю помощь – опора на схему, предметную картинку, жест, мимика, наводящие вопросы.
7. Итог занятия.
Оценивается работа детей.
Учитель-логопед: Выберите себе силуэты птиц и раскрасьте. Потом посадим их на ветку и покажем мамам и папам.
Сюжетная картина с изображением зимующих птиц
|