Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
Подготовила и провела воспитатель: Попова Ольга Васильевна первая квалификационная категория Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад» с. Летка
Цель: Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц. Познакомить с новым художественным произведением В.Бианки «Молодая ворона». Помочь детям осмыслить рассказ, почувствовать его юмор, увидеть художественные достоинства.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям новые знания о птицах.
Развивающие:
- анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц.
- развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить заботится о птицах.
Оборудование: иллюстрации, проектор, указка, музыка.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций.
Наблюдение на прогулках.
Заучивание стихов.
Прослушивание музыки.
Ход занятия:
Занятие начинается с прослушивания музыки «Голоса весеннего леса».
- Ребята, что вы слышали? – спрашивает педагог.
- Пение птиц (ответы детей)
- Где и когда так поют – заливаются птицы? (в лесу весной, до появления птенцов)
- Расскажите, пожалуйста, стихи о птицах, которые вы знаете.
Воробей
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, не робей!
Ворона.
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
- Осенью затихают птичьи голоса, потому что многие пернатые...
- Какое слово я сказала? (пернатые) (Дети хором повторяют за педагогом).
- Пернатые, радующие нас своим пением, улетают в теплые края.
- Ребята, а каких пернатых птиц вы знаете? (педагог загадывает загадки).
- Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – Собирает крошки,
По дворам кочует — зернышки ворует.
Ответ: воробей
Носит серенький жилет,
А у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
Ответ: вороны
Дети называют птиц (на проекторе изображения птиц)
- Почему же птицы покидают родные места? (зимой не будет для них пищи — мошек, гусениц, личинок и птицы погибнут от голода и холода).
- Мы сейчас превратимся в птиц и поиграем в игру «Птички».
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. ( «клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
- Как вы думаете, куда раньше приходит весна – в поле или в лес?
Где быстрее тает снег и почему?
(В поле снег тает быстрее, потому что место открытое и легко прогревается солнцем!)
- Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи – первые посланцы весны.
- а какие вы знаете приметы весны? например: голуби разворковались – к ясной погоде, птицы хохлятся – к ненастью (ответы детей).
Рассказ педагога.
- И так, первые посланцы весны – это грачи. Ходят важные, тугим крылом поблескивают, клювом землю ковыряют, червяков да личинок из нее вытаскивают. Люди рады грачам. Улыбаются, завидев их.
«Здравствуйте, — говорят они птицам. — С прибытием вас!» Вслед за грачами скворцы прилетают, мчатся на родину ласточки.
Даже вороны, которые всю зиму провели дома, весной шумят и кричат во все горло, заставляя людей обратить внимание на них. Ворона — птица интересная. Послушайте рассказ Виталия Бианки «Молодая ворона».
(педагог читает рассказ полностью, затем можно 2-3 отрывка по выбору детей)
Вопросы по прочитанному рассказу.
- Почему молодая ворона не сумела раскрыть раковину – беззубку?
- Как она это делала? (зачитать отрывок)
- А как раскрыла раковину старая ворона? (швырк на камень)
- Ребята, что сегодня нового вы узнали о птицах? (ответы детей).
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы выйдем на прогулку и накормим наших пернатых друзей.
|