Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Саморазвитие педагога — шаги к успешной профессиональной деятельности.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающие нас? В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Взрослые, воспитывающие ребенка, в этот момент должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним, только тогда у малыша сформируется первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры. Актуальность и важность рассматриваемой проблемы определили выбор темы: “Дидактические игры природоведческого содержания как средство экологического развития детей старшего дошкольного возраста”. Поскольку, игра основной вид деятельности вид деятельности в детском саду, мною была составлена картотека дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.

 

Дети с радостью откликаются на предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Полученные в процессе игровой деятельности знания дети использовали в дидактических играх: “Найди пару”, “Найди растение с большими (маленькими) листьями”, “Узнай по описанию”, “Покажем мишке наш уголок природы”. Все чаще роль ведущего уже поручала детям, правила игры объясняла до ее начала. Развивать способность к анализу, сравнению, классификации, закреплять знания необходимые для последующего формирования таких понятий, как “окружающая среда”, “охрана природы”, помогали следующие дидактические игры: “Кто что ест? ”, “Кто где живет? ”, “Летает, не летает”, “Звери, птицы, рыбы”, “Чьи детки? ”, “Вершки, корешки”, “Детки на ветке” и прочие. В старшем возрасте появляется один из вариантов соединения дидактический и игровой задач в деятельности, которой является сюжетно-дидактический игрой: “Путешествие в Африку”, “Путешествие к морю (на Крайний Север) ”. В процессе сюжетно-дидактических игр, где есть сюжет и роли, дети в игре осваивали новые знания. Через эти игры у детей формируется осознанно правильное отношение к растениям и животным, к себе как части природы. Активно внедряются подвижные игры природведческого характера “Гуси-гуси”, “Кот и мыши”, “Волк и зайцы”, “Лисы в курятнике”, “Птички в гнездышках”, “Воробышки и кот”, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действием, имитируя звуки, дети закрепляли накопленные знания; получаемая в ходе игры радость способствовала углублению интереса к природе. Таким образом, в старшей группе при проведении игр экологического характера у детей закрепляются и систематизируются представления об окружающим мире. С учетом этого проводилась работа по развитию у старших дошкольников умений анализварить объект или явление, сравнить, обобщать по выделенным признакам, устанавливать связи между фактами, формировать умение давать соответствующию оценку возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе). У детей более старшего возраста игры уже имеют более сложное содержание, поэтому продумывалась связь дидактических игр с другими видами детской деятельности, с творческими играми, художественной деятельностью, трудом. В творческих играх дети учились изображать объекты природы. В процессе игры ребенок вспоминал свойства, особенности этого объекта природы (растения, животного, предмета неживой природы), взаимосвязь его с другими объектами природы. Это такие игры: “Я-дерево”, “Я-гусеница”, “Я-лягушка”, “Я-капелька” (вода) ”. Планируя дидактические игры, связанные с художественной деятельностью, формировалась умение детей аналзировать окружающий мир и, следовательно, развивалось их мышление. Так, в художественной деятельности при рисовании детьми птиц на тему: “Нарисуй, какую хочешь птицу” использовала игру “Найди по оисанию”, в ходе которой дети закрепляли характерные особенности птиц. В художественный деятельности можно проводить и такие игры: “Кто наблюдательнее? ”, “Отгадайте, что за растение (животное)? ”

Таким образом, в результате проделанной работы по экологическому воспитанию, дети стали с интересом воспринимать объекты и явления природно-предметного мира, а также реагировать на “непорядки” в их использовании, давать оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. -М.: Просвещение, 1992. -96 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1985. -176 с.
  3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя детского сада. /В. А. Дрязгунова. -М.: Просвещение, 1981. -80 с.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциональная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. -СПб.: ”Детство-пресс”, 2016. -512 с.
Просмотров: 521
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Смогленко Алеся Николаевна. Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего возраста
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Лабина Елена Вячеславовна. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по математике (буклеты)
  • Шапеева Светлана Вадимовна. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности детей.
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь