Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования

Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования

Автор:

Ушакова Екатерина Борисовна. Воспитатель. ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района г Санкт-Петербурга

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.

 

Скачать конспект

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, — самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия;

4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Методика организации дидактических игр.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями.

Проведение дидиктических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры
  • объяснение хода и правил игры
  • показ игровых действий,
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

"Дидактические игры детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра «Звуки-буквы»

Задачи:

-способствовать развитию звуко — буквенного анализа; развитию фонематического слуха.

  • Закреплять знания о гласных звуках и буквах
  • Формировать умение соотносить звук и букву.
  • Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове.

Материал: большие карточки – схема слова, маленькие карточки красного (гласные звуки, зеленого (мягкий согласный) и синего цвета (твердый звук).

Ход игры: детям раздаются большие и маленькие карточки. Воспитатель произносит слово. Дети определяют где в слове находится нужный звук, какой он (гласный –согласный (твердый- мягкий)) и определяют место звука в схеме слова на большой карточке.

Дидактическое пособие. Панно «Звуки-буквы».

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка
  2. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, его основных качественных характеристик.
  3. Продолжать работу по определению позиции контрольного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  4. Формировать умение делить слова на слоги.

Данное дидактическое пособие может использоваться как на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Дидактическая игра «Умные машинки».

Цель: повысить эффективность педагогического процесса; способствовать развитию памяти, логического мышления у детей.

Задачи:

  • закреплять знания о составе изученных чисел
  • формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Оборудование: карточки с цифрами-колесами; карточки с машинками Ход игры: дети берут карточку-машинку, далее они подбирают колеса, которые показывают нужный состав числа.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.
  2. Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М., Просвещение, 1988г.
  3. Голецыова О. "Игры в детском саду", М., 1966г.
  4. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Верховкина М., ред.
Просмотров: 883
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Сальникова Елена Ивановна. Дидактические игры, как средство, способствующее сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Панфилова Ирина Ивановна. Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Жиркова Матрена Алексеевна. Авторские дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста
  • Осипова Ольга Александровна. Буклет «Дидактические игры по развитию познавательной активности для детей 6 — 7 лет»
  • Кочеткова Оксана Сергеевна. Мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала для детей 1,5 – 2 лет «Спрячь фигурку»
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Потапенкова Евгения Ивановна. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Шапеева Светлана Вадимовна. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности детей.
  • Лабина Елена Вячеславовна. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по математике (буклеты)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь