Автор:
Ушакова Екатерина Борисовна. Воспитатель. ГБДОУ детский сад № 90 Красносельского района г Санкт-Петербурга
Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.
Скачать конспект
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, — самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия;
4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.
Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дид. игры
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение кол-ва играющих
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями.
Проведение дидиктических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры
- объяснение хода и правил игры
- показ игровых действий,
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра
- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
"Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра «Звуки-буквы»
Задачи:
-способствовать развитию звуко — буквенного анализа; развитию фонематического слуха.
- Закреплять знания о гласных звуках и буквах
- Формировать умение соотносить звук и букву.
- Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове.
Материал: большие карточки – схема слова, маленькие карточки красного (гласные звуки, зеленого (мягкий согласный) и синего цвета (твердый звук).
Ход игры: детям раздаются большие и маленькие карточки. Воспитатель произносит слово. Дети определяют где в слове находится нужный звук, какой он (гласный –согласный (твердый- мягкий)) и определяют место звука в схеме слова на большой карточке.
Дидактическое пособие. Панно «Звуки-буквы».
Задачи:
- Формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка
- Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, его основных качественных характеристик.
- Продолжать работу по определению позиции контрольного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Формировать умение делить слова на слоги.
Данное дидактическое пособие может использоваться как на занятии, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Дидактическая игра «Умные машинки».
Цель: повысить эффективность педагогического процесса; способствовать развитию памяти, логического мышления у детей.
Задачи:
- закреплять знания о составе изученных чисел
- формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).
Оборудование: карточки с цифрами-колесами; карточки с машинками Ход игры: дети берут карточку-машинку, далее они подбирают колеса, которые показывают нужный состав числа.
Литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.
- Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М., Просвещение, 1988г.
- Голецыова О. "Игры в детском саду", М., 1966г.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Верховкина М., ред.
|