Воспитатель: Потапенкова Е.И.
Дидактическая игра имеет значительное место в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это одна из доступных форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра это основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две главных цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение детьми необходимого материала.
Нашу группу посещают дети со сложной структурой дефекта. Эти дети имеют различные отклонения в развитии: интеллектуальные, психические, физические. Мы знаем, что предметно-развивающая среда является эффективным средством формирования личности ребёнка. Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребенка с проблемами в развитии предметно-развивающей среды – одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы. Для того чтобы детям было комфортно в нашем учреждении, мы создаем для них такие условия, в которых каждый ребенок может получить возможность самостоятельно действовать с предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей нашей группы, так как основными трудностями в усвоении знаний являются:
- низкий уровень познавательной активности;
- нарушение двигательных функций;
- трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
Дефицит эмоционального общения, низкий уровень развития зрительно-моторной координации задерживает процесс овладения ребенком предметной деятельности, из этого следует, что дети неадекватно относятся к окружающим их предметам, игрушкам, не знают их назначение, не умеют с ними действовать, кроме того они не готовы к установлению коммуникативных связей.
Работая с детьми данной группы, мы понимаем, что любой ребенок лучше усваевает материл в игре – это самая эффективная форма воздействия на ребёнка, которая является в нашей работе ведущим видом деятельности.
Выбрав дидактическую игру, как средство обучения и воспитания, при усвоении программного материала мы включаем её во все виды деятельности, и тогда процесс взаимодействия взрослого и ребенка становится более эмоциональным и действенным.
При отборе дидактических игр мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка. Многие игры создаются своими руками и адаптируются для их лучшего усвоения детьми.
Для правильного оформления предметно — пространственного окружения мы создаем различные уголки:
«Сенсорное развитие»
«Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации»
«Уголок с элементами М.Монтессори».
Эффективными в работе являются картотеки, которые мы изготовили для развития детей по всем направлениям:
- Формирование общения со взрослыми;
- Развитие подражания;
- Развитие внимания, памяти;
- Формирование речевого дыхания;
- Развитие слухового восприятия;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Ориентировка на плоскости;
- Развитие целостного восприятия предмета;
- Развитие тактильно-двигательного восприятия и другие.
В основе всего процесса овладения дидактическими играми лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, который постепенно перерастает в сотрудничество, необходимое для дальнейшего развития, когда ребенок хочет и может усвоить материал, формируется усвоение общественного опыта. К каждой теме у нас подобран определённый набор игр, который помогает закреплять с детьми полученный результат знаний. Для удобства пользования картотекой мы разработали перспективно-тематическое планирование с использованием дидактических игр на весь учебный год.
Наша работа не была бы настолько успешной, если бы мы не работали в системе со всеми педагогами учреждения.
Осуществляя коррекционно-педагогическую работу, мы тесно взаимодействием с семьями воспитанников. Все задачи мы решаем с ними в тесном контакте. Формы взаимодействия мы тоже выбираем вместе, что-то предлагаем мы, что-то родители. Эти формы и темы у нас разнообразные, например — Мастер-класс «Дидактическая игра в саду и дома». Педагоги предлагают родителям, познакомится с картотеками дидактических игр, которые можно закреплять дома. За круглым столом «Мы вместе» совместно обсуждаем результаты коррекционной работы детей, при дальнейшей наиболее оптимальной организации. В группе организуются выставки творческих работ «Родители детям». С большим удовольствием родители устраивают детям «День семьи», «День здоровья». Родители понимают всю важность осуществления равноправного и полноценного сотрудничества, они всегда в курсе происходящего в группе, получая необходимую для них информацию. Такое взаимодействие с семьями воспитанников значительно улучшает качество воспитательно-образовательной, коррекционной работы. Родители понимают, что игровая форма обучения оказывает решающее влияние на весь ход развития детей дошкольного возраста.
|