Любич Ольга Викторовна Воспитатель МКДОУ д/с № 488 г. Новосибирск
У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье — видеть вечность, Огромный мир — в зерне песка.
В единой капле — бесконечность, И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
Скачать конспект
Развивающая функция среды является ведущей. Развитие ребенка, как результат воспитания и обучения, как продвижение от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития (по Л.С. Выготскому), диктует необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать, как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию.
Не менее важна и стимулирующая функция среды. Окружение развивает ребенка только в том случае, если оно представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Созданная среда необходима детям также потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию: каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социально-культурного опыта. Предметы — это яркий источник познания окружающего мира.
Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, цветовые характеристики вызывают положительные эмоции, обеспечивают защищенность и комфортность.
Воспитывающая функция среды реализуется при создании воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является тем самым центром, где зарождаются сотрудничество, положительные взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение к людям и предметам.
Организационная функция. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Развивающая среда в группе – это основное средство формирования личности ребенка и источник его знаний и социального опыта. Она обеспечивает безопасность жизни детей, способствует их физическому развитию и укреплению здоровья, работает на развитие самостоятельности ребенка. Она имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Предметно-пространственная среда в нашей группе создавалась в соответствии со следующими принципами, определенными ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности: предметная развивающая среда открывает перед детьми возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, таких как ширма, мягкие модули, маты
- трансформируемости: предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей
- насыщенности: среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям
- безопасности: среда соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Условия, созданные в группе, обеспечивают полноценное развитие личности ребенка во всех образовательных областях. Предметно-развивающая среда в группе организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещено по центрам развития и позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Имеется большое количество веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек и др. подручного материала. Дидактические, настольно — печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, наборы животных разных климатических зон, насекомых, земноводных, вымерших животных. Картины и таблицы о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Предметный мир, окружающий ребенка, систематически пополняется и обновляется. Для правильного оформления среды опираюсь на методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич и «Концепцию построения развивающей среды в дошкольном учреждении» под редакцией В.А. Петровского. В построении развивающей предметно-пространственной среды основой является модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей, его самостоятельности, способности овладевать разными видами детской деятельности, была учтена полоролевая специфика — обеспечение
среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков (Гендерный подход в организации игровой деятельности).
Вся структура предметно-развивающего пространства помогает установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Дети получают из предметно-развивающей среды информацию, необходимую для осуществления всех видов деятельности, позволяющую воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
|