С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Патриотическое воспитание детей, приобщение детей к духовно – нравственным традициям, ценностям народной культуры необходимо начинать с раннего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Как отмечали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях.
При приобщении детей к духовно – нравственным традициям огромную роль играет семья. В нашем уголке «Семья» имеется гостиная комната (для игровых действий и игр с куклами): атрибутика для создания интерьера, фотоальбомы «Моя семья». Куклы (мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка), набор кукол «Семья» с подвижными частями тела, дидактическое пособие на ковролине «Семья». дидактическая кукла с полным набором одежды для мальчиков и девочек (сарафаны, картузы, рубахи, пояса и т.д), альбом с сюжетными иллюстрациями по теме, плакаты, «Права ребенка» и т.д.
Так же в группе имеется уголок «Русская изба», в котором дети знакомятся с укладом жизни русского народа и предметами старины. Родителями нашей группы были сшиты большие куклы бабушка и дедушка в деревенской одежде, а так же подобрана старинная утварь, русские народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, и тканные, куклы в национальных костюмах. В уголке имеется люлька, колодец, умывальник, печка. Вместе с детьми мы слушаем русские народные песни, колыбельные, потешки и т.д.
Книжный уголок
Для формирования навыка слушания, воспитания интереса и любви к чтению, умения обращаться с книгой в книжном уголке помещена художественная литература, соответствующая возрасту и тематике. При чтении книг привлекается внимание детей к иллюстрациям в книгах.
- 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг, иллюстрации, сюжетные картинки книжки с картинками (сборники потешек, прибауток, песен, сказок); предметные и сюжетные картинки, серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации); аудиокассеты с записями русских народных песен, сказок; диафильмы.
В группе представлены разные виды театров по русским народным сказкам и потешкам; имеются элементы костюмов и шапочек-масок сказочных персонажей. Имеются ширмы настольная и напольная, фланелеграф.
В речевом центре подобрана картотека потешек,
В музыкальном центре имеются: разнообразные музыкальные инструменты, среди них колокольчики, бубны, погремушки, дудочки, игрушки-свистульки, гармошка, деревянные ложки и др.
Здесь же находятся музыкальные игрушки – музыкальная шкатулка, волчок, шарманка, неваляшка.
Подобраны атрибуты к играм, настольная ширма, магнитофон, фонотека дисков с музыкальным репертуаром, картотека музыкальных игр.
В центре двигательной активности находится разнообразное спортивное оборудование, а так же
- пособия для подвижных игр (шапочки, маски, ленточки)
- картотека подвижных игр
Для развития творческой деятельности в зоне творчества находится разнообразный материал:
- Природный материал (шишки, листья, ракушки, веточки и т. д.)
- Тематические раскраски.
- Образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания.)
В центре конструирования находится напольный и настольный конструктор из которого дети могут построить избущки, дорожки и т.д. для персонажей любимых сказок, а так же имеются фотографии, иллюстрации архитектурных строений.
В заключении хочу сказать, что данная развивающая предметно — пространственная среда способствует успешному развитию детской инициативы, при обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.
|