Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

«Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

Модернизация предметно-пространственной среды для развития ранней одаренности детей

Современному российскому обществу, развивающемуся в логике рыночных отношений, необходимы самостоятельные, свободные, творческие люди, поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому одной из составной частью социальной политики Российской Федерации в области образования и народосбережения (Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») является поддержка и развитие одаренных детей. Данные концептуальные основы социальной политики обозначены в национальном проекте «Образование».

С другой стороны все большее число родителей определяют в качестве своего социального заказа не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие, которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования, а в первую очередь заложит основу его личностного роста и жизненного успеха.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает.

 

Скачать конспект

Развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения является неотъемлемой частью образовательной среды, в которую погружен ребенок. И то, насколько она будет открыта, доступна, разнообразна, вариативна и информативна, настолько и будет способствовать развитию личностных качеств ребенка. Попадет ребенку в руки карандаш и бумага, он будет рисовать; возьмет книгу — будет изучать ее содержимое, тем самым получать новую для себя информацию.

В рамках долгосрочной Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Улыбка» на 2016-2020 годы в ДОУ реализуется инновационный проект «Ступеньки к успеху». Проект направлен на создание условий по поддержке и развитию одаренных детей (кадровых, психолого-педагогических, методических, материально-технических).

К основным этапам реализации инновационного проекта относятся:

  • разработка и реализация модели методического сопровождения инновационной деятельности;
  • повышение кадрового потенциала образовательного учреждения;
  • модернизация развивающей предметно-пространственной среды;
  • создание банка данных «Одарённые дети»;
  • разработка и реализация кейса педагогических практик включающих современные образовательные технологии;
  • организация взаимодействия с социальными партнерами учреждения в рамках образовательного кластера;
  • активное взаимодействие с родителями (законными представителями) по проектированию и реализации инновационного образовательного процесса;
  • диссеминация лучших образовательных практик по поддержке и развитию одаренности детей дошкольного возраста.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды, является важным этапом реализации инновационного проекта, так как осуществляет комплексный подход к созданию условий для эффективного освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного образования, является мощным стимулом развития детской познавательной активности, самореализации творческого потенциала, в том числе развитию одаренности.

В нашем дошкольном учреждении при совершенствовании проектирования предметно-пространственной среды используется модульная система «Успех для каждого». Данная модульная система учитывает потребности каждого ребенка, с разным уровнем развития интересов воспитанников и разным спектром направленности их одаренности (спортивной, творческой, интеллектуальной, социальной).

Для этого на протяжении последних лет в учреждении были реконструированы старые помещения и открыты новые, приобретено новое современное игровое оборудование, в том числе интерактивное.

Модульная составляющая предметно-пространственной среды представлена центрами детской активности: в групповых помещениях; кабинетах; студиях; холлах. Данная форма организации предметно-пространственной среды дает воспитанникам право на самоопределение в выборе игр, игрушек, дидактических материалов исходя из собственных интересов.

Развивающее пространство учреждения организовано в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательное, насыщенное (насыщенность среды представлена разнообразием материалов, оборудованием, соответствует возрастным возможностям детей, содержанию Программы), трансформируемое (транспортируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей), полифункциональное (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы; наличие не обладающих жёсткозакреплённым способом употребления предметов (в том числе природные материалы, предметы-заместители), вариативное (вариативность обеспеченна наличием разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей), доступное (игровое оборудование доступно для свободного пользования), безопасное (обеспечивает сохранение психического и физического здоровья воспитанников).

Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, оборудование стимулирует процесс развития, социализации и коррекциидетей, в том числе детей с ОВЗ.

Архитектура образовательного пространства МБДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

Во всех групповых помещениях создана предметно — пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО. Помещения зонированы на Центры детской активности: физкультурный, игровой (организован с учетом гендерных особенностей), занимательной математики и сенсорики, речевого развития, центр художественного творчества, информационно-библиотечный центр, центр патриотического воспитания, центр сюжетно-ролевых игр, центр театрализованной деятельности, конструктивно-модельный центр, экспериментирования, центр уединения (отдыха) и др. Все центры активности групп трансформируемые, что позволяет менять образовательное пространство, поддерживать интерес детей.

Все центры активности трансформируемые, предоставляют ребенку возможность реализовать свой выбор, двигаться по территории группы, в своем ритме.

Групповое игровое и развивающее оборудование способствует реализации принципа интеграции образовательных областей и видов детской деятельности. Группы оснащены большим количеством игрового оборудования, развивающих игр и пособий, программно-аппаратными комплексами «Колибри» (5 групп) или мультимедийными системами (7 групп), имеется оборудование для индивидуальных и групповых занятий с детьми. При закупке игрового оборудования учитывается гендерный состав групп.

Все дошкольные группы имеют Центр «Проекторий», в котором размещаются продукты проектной деятельности. Тематику проекта каждая группа выбирает самостоятельно, исходя из интересов детей. В процессе работы над проектом в Центре «Проекторий» организуются выставки, собирают тематические продукты проекта: художественной, исследовательской, технической направленности. Активными участниками проекта являются родители (законные представители) воспитанников.

Все рабочие места педагогов оборудованы ноутбуками и многофункциональными устройствами.

Помимо групповых помещений в ДОУ имеются:

  • Физкультурный зал;
  • Цент лыжной подготовки;
  • Музыкальный зал;
  • Логопедический пункт;
  • Центр развития и психологической разгрузки;
  • Арт-студия «Вместе»;
  • Центр дополнительного образования;
  • Лаборатория удивительных наук;
  • Цент «Юный инженер»;
  • Цент обучения игре в шахматы;
  • Методический кабинет;
  • Медицинский блок;
  • Физиотерапевтический кабинет;
  • Служебные помещения.

Арт-студия «Вместе» создана в рамках реализации инновационного проекта художественной направленности «Семейная арт-студия «Вместе». Она обеспечивает современное качество дошкольного образования посредством раннего развития художественной одаренности детей и совместную творческую деятельность с родителями (законными представителями). В арт-студии занятия проводятся с детьми 3-7 лет совместно с родителями, в рамках дополнительного образования. В том числе с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ. Также в арт-студию приходят заниматься дети для реализации самостоятельной творческой инициативы.

Для ознакомления детей с отечественными художниками и их произведениями совместно со специалистами ООО «Интерактивные системы» г. Екатеринбург в 2019 году была разработана интерактивная программа «Виртуальная картинная галерея для детей».

Программа «Виртуальная картинная галерея для детей» многофункциональна и практико — ориентирована. Сочетает в себе элементы просвещения, образования, развлечения, досуга и обзора инновационных достижений в области изобразительного искусства.

Программа раскрывает четыре направления деятельности:

  1. Беседы о художниках России;
  2. Фонд художественных картин;
  3. Интерактивные викторины для обобщения и повторения изученного материала;
  4. Школу мастерства для педагогов.

Данный ресурс был создан для решения педагогических задач: сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей молодежи; стимулирование творческого потенциала детей и их родителей; создание художественного и методического фонда; поднятие уровня качества детских художественных работ.

Благодаря виртуальной картинной галереи можно узнать о различных жанрах изобразительного искусства; познакомится с известными российскими художниками; создать тонкий переход от виртуального искусства к реальной художественной творческой деятельности. Виртуальная картинная галерея активно используется на занятиях в арт-студии.

В Лаборатории удивительных наук обеспечивается потребность детей в познании окружающего мира через экспериментирование с разными материалами, формирование знаний о свойствах песка, воды, снега и т.д., развития любознательности, инициативности, познавательной активности воспитанников. Лаборатория оснащена интерактивной песочницей iSandBOX, цифровой лабораторией «Наураша», оборудованием и материалами для игр-экспериментирования. Интерактивная песочница — самый современный и эффективный инструмент для ДОУ, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников.

Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может изменить в одно мгновение.

Организация пространства физкультурного зала в полном объеме удовлетворяет спортивные интересы воспитанников. Имеет современное спортивное оборудование для занятий с детьми. В физкультурном зале регулярно проводятся занятия, спортивные праздники и досуги. Уже стало традицией ежегодно проводить в зале городские соревнования по пионерболу, где наши воспитанники занимаю призовые места.

Особая гордость учреждения – зал по обучению ходьбе на лыжах-роллерах, который был создан в 2014 году при грантовой поддержке ООО «Газпром добыча Ноябрьск» в рамках реализации инновационного проекта «Лыжня здоровья». Данный проект направлен на круглогодичное обучение воспитанников ходьбе на лыжах. Аналогов подобного опыта в дошкольном образовании нет. Условия Крайнего Севера не позволяют ходить на лыжах весь зимний сезон, а система обучения с помощью роликовых лыж позволяет выходить на снег уже подготовленными. Результатом реализации инновационного проекта являются победы воспитанников в соревнованиях по лыжным гонкам на протяжении многих лет. Из помещения имеется прямой выход на лыжную базу ДОУ.

Ежегодно воспитанники учреждения стоят на пьедестале почета по итогам городского конкурса «Лыжные гонки» и «Семейный биатлон».

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. В нашем учреждении является вариативным компонентом образовательной программы.

Шахматы — уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет активизировать мыслительную деятельность, способствует развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, выработке у играющих настойчивости, выдержки, воли; помогает гиперактивным стать спокойнее, уравновешеннее, учит длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Наряду с этим обеспечивает более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, так как способствует успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла. Дети, обучающиеся игре в шахматы, становятся самокритичнее, привыкают самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Игра в шахматы – уникальное средство организации содержательного досуга. Правила игры достаточно просты и они становятся доступными пониманию даже старшим дошкольникам.

Воспитанники ДОУ становились неоднократными победителями и призерами городских конкурсов «Новое шахматное поколение», «Интеллектуалы» (2014 г., с 2016 по 2018 г.г.).

Центр «Юный инженер» представляет собой детский мини-технопарк, оснащенный высокотехнологичным оборудованием, нацеленным на развитие детей дошкольного возраста в области инженерии и робототехники. В центре дети занимаются разработкой, тестированием и внедрением инновационных технологий и идей как индивидуально, так и подгруппой. Помещение укомплектовано современным техническим оборудованием: разнообразными конструкторами LEGO и для маленьких (LEGO DUPLO) и для детей постарше (LEGO «Простые механизмы»; конструктор Перворобот LEGO WeDo; конструктор Перворобот LEGO WeDo. ПО; Leqo Technic 8293; Лего Техник Мотор Power Functions; и т.д.). Также дети могут поиграть с робо-пчёлками и в интерактивные игры программно-аппаратного комплекса «Колибри».

Юные инженеры МБДОУ «Улыбка» регулярно участвуют и занимают призовые места в городских, региональных и всероссийских инженерно-технических конкурсах: конкурс «Икаренок с пеленок», робототехнический конкурс детских проектов «Робофишки», Всероссийский робототехнический Форум «ИКаРёнок» (Инженерные кадры России).

Центр развития и психологической разгрузки включает в себя: центр логики, центр развития мелкой моторики, центр игровой терапии, центр песочной терапии, центр релаксации, центр взаимодействия с семьями воспитанников. Центр отвечает требованиям современной педагогики и психологии, оснащен инновационным оборудованием для релаксации, познавательного развития и коррекционной работы. Дети очень любят приходить цент релаксации, полежать на мягких матах, послушать спокойную музыку, контактировать с сенсорным оборудованием. Центр развития и психологической разгрузки помогает снимать психоэмоциональное напряжение, развивает фантазию и творческую воспитанников.

Музыкальный зал имеет современный эстетичный дизайн. Оснащен электронным музыкальным инструментом — цифровым фортепиано, аккордеоном, музыкальной системой Midi LG OM7550K, мультимедийным оборудованием, видео-и-аудиотекой, набором музыкальных инструментов, наглядно-дидактическими пособиями. Помимо музыкальных занятий в зале регулярно организуются: праздники, развлечения, театрализованные представления, что способствует развитию творческой одаренности. Ежегодно воспитанники ДОУ становятся финалистами городского Фестиваля творчества «Лучик в ладошках» (2015 – 2018 г.г.), городского творческого конкурса «Тропинками добра» и многих других.

Образовательная среда логопедического пункта направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной общеобразовательной программы, социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к обучению в школе.

Помещение зонировано на центы: индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися, нуждающимися в коррекции речевых нарушений, лого-массажный, игровой, центр песочной терапии, центр консультирования родителей и педагогов. Логопедический пункт оборудован программно-аппаратным комплексом «Колибри. Логомер-2», дающий большие возможности для работы с детьми в направлении развития и коррекции речи через интерактивные игры и упражнения.

Для всестороннего развития воспитанников помимо базисных помещений развивающее пространство детского сада представлено центрами детской активности в холлах учреждения.

Максимальное использование ресурса территории образовательного учреждения, создание центров детской активности в свободном пространстве детского сада является важным управленческим решением, способствующим поддержке и развитию детской одаренности.

Цент «Россия – Родина моя» размещен в в холле третьего этажа, с целью формирования у воспитанников чувства гражданственности и патриотизма, получения элементарных знаний о России и Крайнем Севере. Оборудован государственной символикой России, символикой Ямало-ненецкого автономного, дидактическими куклами в разных национальных костюмах, макетом жилища коренных народов Севера, играми, наглядным и дидактическим материалом.

Функционирование Центра «Грамотный пешеход» направлено на формирование основ безопасности участников дорожного движения. Укомплектован напольными дорожными знаками, светофором, игровой дорожкой «Пешеходный переход», детскими игровыми машинками, игровым мотоциклом, дидактической куклой «Инспектор ДПС», детским костюмом и атрибутикой инспектора ДПС, настенный макет «Город», схемы-ситуации дорожного движения. В данном центре организуются тематические игры, занятия, праздники и развлечения, моделирование ситуаций дорожного движения.

Центр свободной двигательной активности используется для организованной и самостоятельной двигательной активности детей, проведению спортивных соревнований, игр разной подвижности, индивидуальной работы по развитию физических качеств. Организован в холле третьего этажа. Оснащение центра позволяет проводить детские спортивные игры, индивидуальную и групповую работу, удовлетворить потребность в воспитанников в двигательной активности.

Центр «Косметической подготовки» направлен на овладение элементарных знаний о достижениях в области космоса и космонавтики. Включает в себя центр свободной творческой деятельности, панно «Звездное небо», настенный модуль «Планеты Солнечной системы», фотогалерею с портретами выдающихся космонавтов, первых и современных космических кораблей, спутников, игровая панель «Космическое путешествие», электронная модель Солнечной системы, наглядно-дидактические пособия, детские творческие работы.

Содержание центра «Огонь – друг, огонь – враг» направлено на формирование основ пожарной безопасности. В центре имеется: игровой модуль «Пожарная часть», макеты техники специального назначения, дидактический чемодан «Служба МЧС», макет с датчиками «Пожар в населенном пункте» (создан педагогическими работниками), карточки «Правила поведения при пожаре», «Телефон экстренных служб», дидактические игры, цикл занятий «Огонь – друг, огонь – враг». Дети регулярно приходят сюда ис удовольствием занимаются.

Центр сенсорного развития направлен на развитие логики, мелкой моторики и познание природы вещей детей раннего и младшего дошкольного возраста. Представлен настенными развивающими бизибордами, сухим бассейном с шариками. Расположен в холле третьего этажа.

Педагогический процесс ДОУ обеспечен учебно-методической литературой и дидактическим материалом для реализации образовательных программам и технологий.

На наш взгляд, данная организация развивающей среды образовательного учреждения способствует позитивной социализации и индивидуализации детской инициативы, развитию творческих способностей каждого воспитанника.

Модернизация развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО невозможна без ежегодного финансирования. Финансирование осуществляется как из средств окружного бюджета (ежегодная субвенция), так и внебюджетных средств.

Просмотров: 523
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Заруцкая Айгуль Тасбулатовна. Из опыта работы «Предметно – пространственная развивающая среда в группе» Центр конструктивной деятельности
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Редактор. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ Учебно-консультационный центр «РАЗВИТИЕ»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Щеголихина Татьяна Михайловна. Методический кабинет как центр профессионального развития педагогов
  • Погодаева Ольга Анатольевна.. «Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Кашкарёва Татьяна Павловна. СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Подпрятова Ольга Владимировна. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Иванова Елена Евгеньевна. Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • Тетеревкова О. М Поликухина В. Ю.. Организация развивающей среды в условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Моторкина Светлана Александровна. Особенности предметно-пространственной развивающей образовательной среды группового помещения, игровой площадки и теневого навеса на территории ДОУ
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Сальникова Наталия Алексеевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Солодкина Марина Александровна. Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Открытое пространство»
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь