Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДООрганизация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО

Мастяева Елена Викторовна Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 11 г.Кинеля структурное подразделение детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Методическое описание занятий, игр и упражнений психолого-педагогической программы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в организованной игровой деятельности

Занятие 1

Цель: развитие речевого воображения, пробуждение фантазии детей, активизация положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения, обучение выражению эмоций, обучение ауторелаксации.

Стимульный материал: подготовленный набор слов для дальнейшего рифмования, диск с расслабляющей музыкой.

Ход занятия

Игра «Запомни имя».

Описание: играющие становятся в круг, затем один из них выходит вперед, называет себя, и рассказывает о любимом своем увлечении. Рассказ сопровождается показом движений. Потом называет себя и представляет свое любимое занятие другой ребенок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, и кто этим занимается. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны вспомнить имя того, кто их выполняет.

Упражнение «Рифмоплет».

Сочинительство стихотворений пробуждает фантазию ребенка, развивает его речь, активизирует самые положительные эмоции.

Первоначально детям предлагается игра: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (например: мост — хвост). Взрослый называет первое слово, а ребенок рифмует его с другими словами.

Затем детям предлагается сочинить двустишья на заданные рифмы:

САД – ВИНОГРАД

РАД – АКРОБАТ

ЛЕТО – КОТЛЕТА

КАРМАН – БАРАБАН

ДАВАЙ – ТРАМВАЙ

ШУТКА – ЖУТКО

МГНОВЕНИЕ – ВОСХИЩЕНИЕ

На завершающем этапе пробуем вместе с детьми, подобрать рифму и закончить заданные двустишья:

КАТИЛОСЬ ЯБЛОЧКО МИМО САДА,

МИМО САДА, МИМО ГРАДА………

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

МНОГО СОРУ…

ГОСПОДИН КОНФЕТА

СИДИТ У НАС В БУФЕТЕ………

Я НА УЛИЦУ ПОЙДУ,

Я СЕБЕ НАЙДУ……

Адаптированное для дошкольного возраста тренинговое упражнение «Лягушата». Дети сидят в кружок на стульчиках.

Беседа о впечатлениях детей о проведенном занятии.

Занятие 2

Цель: обучение образному перевоплощению, развитие творческих способностей, воображения, выразительности движения.

Стимульный материал: Книга С. Маршак «Детки в клетке», иллюстрации животных; карточки с картинками животных.

Ход занятия

Упражнение «Мы зверята» (вербальное описание).

Описание: играющие становятся в круг, затем один из них выходит вперед, называет себя и какое-либо животное которое, похоже на него. Потом называет себя и представляет другое животное другой ребенок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны вспомнить, что запомнили, и кто называл это животное.

Чтение стихов С. Маршака «Детки в клетки» и рассматривание иллюстраций (предварительная подготовка к основному упражнению, для того чтобы детям легче было передать поводки того или иного животного).

Игра «Зоопарк».

Описание игры: разбиваем играющих на группы по 3-4 человека. Ведущий предлагает каждой команде по 3-4 (в зависимости от количества участников) карточки с изображением животных, картинкой вниз. Дается 5-10 минут на подготовку, затем каждый, в меру своих представлений о привычках и особенностях зверя, максимально близко рассказать о нем и изобразить. Задача остальных – угадать, что это за животное.

Гимнастики на восстановление дыхания.

Обсуждение мимика, пантомимики, воображаемых образов, возникающих эмоций в проведенных упражнениях.

Занятие 3

Цель: развитие процесса воображения, в создании фантазийных препятствий, мышления, развитие образной ориентировки в пространстве.

Стимульный материал: глобус, листы ватмана, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, фишки.

Ход занятий

Беседа «Познавательная география» детям демонстрируется глобус, и показываются страны, моря и океаны, острова, суша и вода, и предлагается самим рассказать все то, что им известно о географии.

Совместная подготовка с детьми, географической карты с выдуманными препятствиями и необходимой для проведения основного упражнения.

Описание: Группа делится на команды по 3-4 человека. Каждой команде выделяется по листу ватмана, фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы. И предлагается совместно нарисовать карту с препятствиями и «спрятать» клад.

Упражнение «Как добраться до цели».

Описание игры: Команды меняются «картами», которые изготовили предварительно в предыдущем упражнении, на которых дети разместили леса и горы, реки и озера. Затем, команда загадавшая клад начинает управлять героем (фишка), которого «высадила» другая команда. Герой задает вопросы: «Свернуть налево? Пройти вперед? Переплыть озеро? вернуться назад?» — и т.д. Цель игры – задать меньше вопросов и найти «клад». «Клад» ищет каждая из команд. По ходу поисков сочиняем историю или сказку.

Обсуждение процесса игры, выяснение, что было сложнее: создавать воображаемые препятствия на карте или придумывать историю поиска клада.

Занятие 4

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению в подвижной активности, расширение кругозора детей.

Стимульный материал: картинки деятельности человека, трудовой игровой, воображаемой.

Ход занятия:

Гимнастическое упражнение «Магнит и шарики».

Напоминаем детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их движения. Чтобы предотвратить столкновения – предупреждаем детей что если «шарики» «лопаются» или «раскалываются» то они выходят из игры.

Описание игры: выбираем «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова – крибле-крабле-бумс – и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети бегают, сталкиваясь, говорят: «тук-тук-тук». Не обращая внимание на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс – превращаю вас в резиновые шарики!». Дети бегают и прыгают на носочках, сталкиваясь, произносят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимание на «магнит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс – превращаю вас в железные шарики» — дети бегают, говоря: «Дон-дон-дон». Увидев «магнит» они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики». Дети отпускают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей!».

Предварительное обсуждение и демонстрация воображаемой деятельности человека.

Игра «Вулкан».

Описание игры: ведущий становится в центре зала – это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка «лава». Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рудом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора – вулкан, а на её склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т.д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди)». Но вот «вулкан» просыпается, внутри него разогревается «лава», «вулкан» гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг «вулкан» взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает догонять других детей, пойманных приводят к «вулкану».

Релаксация для восстановления дыхания.

Занятие 5

Цель: развитие творческих способностей, обучение созданию не существующих элементов, реальным предметам, животным и растениям.

Стимульный материал: мультфильм «Тайна третьей планеты», большие листы с нарисованными контурами или отдельными линями геометрических фигур, веток деревьев, неопределенных силуэтов; карандаши.

Ход занятия

Краткий опрос детей «Воображаемые предметы». Что существует в окружающем нас мире, чего нет, что является элементом фантазии, и что можно наделить воображаемыми качествами.

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».

Упражнение «Чудесная планета».

Описание игры: детям раздаются листы с фрагментами геометрических фигур, растений и хаотично набросанными штрихами, им нужно дорисовать воображаемые предметы или придумать что-то свое. Каждый ребенок рисует то, что, как ему, кажется, там должно быть нарисовано, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все приготовленные фигурки (или соединить их в нечто общее).

Анализ рисунков (по ходу обсуждения можно придумывать сказочную историю о чудесной планете).

Занятие 6

Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Стимульный материал: карточки с изображением геометрических фигур; различные зерна и семена, подготовленная основа для выполнения упражнения из картона и пластилина.

Ход занятия

Беседа с детьми «Веселая геометрия». Обсуждение всех существующих геометрических фигур.

Упражнение «На что похожа фигурка».

Описание игры: ребенок выбирает карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры. После этого он должен найти предметы похожие на эту фигуру. Но игра осложняется тем что одни предметы, ребенок должен найти в комнате, и вспомнить какие есть на улице, аналогичные выбранной карточке.

Упражнение «сказочный дом из зерна».

Описание: детям выдаются листы картона, выложенные пластилином. Предлагается на нем выложить волшебный дом из зерна и семян, солнце, цветы или поляну, по ходу работы придумать свою сказочную историю о том для кого этот дом.

Совместный анализ необычных элементов в поделке, выполненной на предыдущем этапе.

Занятие 7

Цель: развитие творческого воображения, речевого; мышления; абстрактного представления; фантазирование.

Стимульный материал: фотографии облака, стандартные листы бумаги, акварельные краски, кисточки.

Ход занятия

Беседа «Облака – белогривые лошадки». Совместное рассматривание неба в окно, контура облаков, фотографий облаков.

Совместная подготовка клякс.

Описание: детям раздаются листы формата А4 сложенные вдвое, предлагается раскрыть лист, обмакнуть кисточку в воду и в акварельную краску по очереди, стряхнуть на бумагу несколько капелек с кисточки и опять сложить лист, через несколько минут раскрыть лист и дать подсохнуть кляксам, которые получились.

Упражнение «Волшебные кляксы».

Описание игры: дети обмениваются кляксами, заготовленными ими на предыдущем этапе. Они должны внимательно рассмотреть их, и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше. Затем мы совместно выбираем наиболее интересную историю.

Анализ проведенного занятия.

Просмотров: 1382
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Богомолова Светлана Владимировна. Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит?»
  • Худошина Наталия Викторовна. Презентация 'Что мы знаем о животных?' Дидактические игры с использованием ИКТ.
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Воронович Юлия Викторовна. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «О чем говорит вулкан»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь