Проведя диагностическое исследование, мы пришли к выводу, что дети и родители не проявляют должного внимания воспитанию трудолюбия, в результате чего мы получили преобладание низкого уровня сформированности положительного отношения к труду у дошкольников старшей группы.
В связи с этим мы разработали план работы для детей старшего дошкольного возраста по воспитанию трудолюбия с использованием художественной литературы. Значимость такой работы заключается в том, что в развивающем современном мире дети рано входят во взрослую социально-трудовую жизнь общества. Тем самым, важно подготавливать детей к этой трудовой жизни с дошкольного возраста. Формирование положительного отношения к труду (трудолюбию) у дошкольников позволяет приблизить их к реальной жизни: умению с желанием трудиться, быть ответственными, целеустремлёнными, уважать труд взрослых и результаты их труда. Однако не все родители понимают насколько важно заниматься воспитанием трудолюбия детей и как правильно организовать окружающее воспитательное пространство, которое будет служить источником полноценного развития, поэтому задача детского сада предоставить необходимую информацию и возможность организовать такое пространство в домашних условиях, которое будет давать эффективный результат в сфере воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста.
Цель нашего эксперимента было: разработать и апробировать в работе с детьми старшей группы план мероприятий на три месяца по воспитанию трудолюбия с использованием художественной литературы.
Работа в старшей группе проводилась с учетом реализации следующих задач:
- воспитывать положительное отношение детей к труду
- развивать мотивы, побуждающих детей к труду
- воспитывать уважение к труду взрослых, результату их труда
- обогатить предметно-пространственную среду в группе, стимулирующую интерес и готовность детей к самостоятельной трудовой деятельности.
На основе результатов диагностического обследования детей старшей группы по уровню сформированности трудолюбия, был разработан перспективный план работы, подобрана художественная литература, подобраны конспекты бесед, подобраны картотеки дидактических игр, намечено содержание работы по воспитанию у детей трудолюбия.
Работу начали с того, что провели родительское собрание «Воспитание в труде», на котором познакомили родителей с тем, чем будем заниматься в ближайшие три месяца. Призвали родителей к оказанию помощи и сотрудничеству в воспитании у детей трудолюбия. В плане мы использовали, помимо чтения художественной литературы, различные мероприятия в работе с детьми в различных видах деятельности: игровая, изобразительная, занятия, беседы, экскурсии. В течение трех месяцев мы с детьми каждый день читали подобранную художественную литературу по теме и закрепляли это чтение с другими видами деятельности.
В сентябре работу начали с прочтения знакомых детям художественных произведений, таких как «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. И. Чуковского. После прочтения обязательно проводилась беседа о прочитанном: «Что случилось с героями? Почему?». Также был оформлен уголок книги, который пополнился книгами по теме. В основном сентябрь был посвящён сельскохозяйственному труду. Познакомили детей с летними работами людей, живущих в сельской местности, рассказали о сенокосе. Целая неделя была посвящена теме «Хлеб — всему голова», где мы изучали профессии, связанные с выращиванием и приготовлением хлеба. Воспитывали у детей уважение к хлебу, к труду земледельцев, выращивающих хлеб — самое главное богатство страны. Рассказывали, как много нужно затратить труда, чтобы получить хлеб, который каждый день подается к столу. Дети играли в дидактические игры «Профессии», «Сельскохозяйственные профессии». Также мы смотрели презентации «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями», «Откуда хлеб пришёл». Была разработана картотека дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых. Был изготовлен модуль для сюжетно-ролевых игр «Пекарня», «Кухня», «Магазин», «Кафе».
В конце сентября ко дню дошкольного работника провели занятия на тему «Кто трудится в детском саду», познакомились с профессиями, которые есть в детском саду; рассказали, как важен труд людей этих профессий для общества. Также в работе мы использовали пословицы и поговорки о труде, разгадывание загадок по теме. Кроме того, мы беседовали на тему «Лень и трудолюбие», рисовали по произведениям, играли в сюжетно-ролевые игры «Пекарня», «Кухня» и смотрели диафильмы, например, «Неумейка» А. Аким.
В октябре мы продолжили работу по воспитанию трудолюбия с использованием художественной литературы. В начале октября к празднику «День учителя» мы читали произведения, связанные с этой профессией, такие как «Ещё мама» А. Платова и провели виртуальную экскурсию в школу. Читали сказки о труде и трудолюбии, знакомили детей с профессиями портной, парикмахер, повар, продавец, почтальон. При знакомстве с этими профессиями читали художественные произведения, беседовали о прочитанном, учили небольшие стишки, отгадывали загадки, играли в дидактические игры «Угадайте, что я делаю», «Приготовь обед», «Магазин». Разложи продукты по отделам». Мы играли в сюжетно-ролевые игры «Поиграем в школу», «Салон красоты», «Магазин», «Почта».
Ноябрь мы посвятили профессиям врач, пожарный, полицейский. Читали произведения, связанные с этими профессиями, беседовали, играли в дидактические игры «Назови профессию», лото «Профессии». На неделе, когда мы знакомились с профессией врача, одна мама, которая работает врачом-стоматологом, записала видео — письмо, в котором рассказала о своей работе, показала свой кабинет, инструменты и оборудование. Другой папа, который работает в пожарной части, организовал экскурсию на место его работы. В конце ноября ко Дню матери читали произведения, посвященные этому празднику, рисовали на тему «Профессия моей мамы». В конце ноября была проведена итоговая игра КВН с детьми «В мире профессий».
Во время работы мы также пополняли предметно-пространственную среду в группе по созданию условий для самостоятельной деятельности. Сначала мы оформили книжный уголок, пополнив его книгами по теме. По оформлению книжного уголка для детей был разработан алгоритм ремонта книг. Создали атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделали различные дидактические игры, книжки-малышки о профессиях. Была подобрана картотека трудовых поручений.
Работа с родителями проходила параллельно с работой с детьми. Каждую неделю в уголке родителей размещали информацию по теме: консультации «Важность трудового воспитания», «Трудовое воспитание в семье», «Не делайте работу за детей или как воспитать помощника», памятка «Трудовое воспитание детей», рекомендация по воспитанию трудолюбия у детей «Маленький помощник».
В ходе реализации плана мы использовали следующие формы работы с детьми: чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, рисование по произведениям, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экскурсии, а также закрепляли полученные знания в практической трудовой деятельности.
|