Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Автор статьи: Алехина Наталья Геннадьевна МБДОУ детский сад №82 №Одуванчик» г.Брянск

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей. А сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены ребенка. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система детей в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются и тем самым закрепляются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в собственной кабинке и в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми [8; 31].

 

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, положительного отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Развитию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста — одна из наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. [8; с.32].

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [16; с.74]

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы: Л.С. Выгодский, С.Д Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина, Т.Ф. Виноградова, Е.М. Белостоцкая, С.Н. Теплюк. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л.Нюканен, Х.Рюкле. В их психолого-педагогических трудах отражены закономерности культурно-гигиенического развития детей, даны методические рекомендации по организации условий для их формирования педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения. Исследователи считают, что формирование культурно-гигиенических навыков и привычек осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием с помощью использования художественной литературы (прибаутки, потешки), гигиенических условий, времени начала работы, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности выполнения упражнений и т.п.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению, что лучше всего осуществлять по нашему мнению в игровой деятельности с использованием художественной литературы.

Художественная литература — важнейшее средство воспитания маленького ребенка. В формировании культурно-гигиенических навыков дошкольников нашли широкое применение произведения художественной литературы, как авторские, так и народные, поскольку в культурно-гигиеническом воспитании детей должно использоваться все многообразие и духовное богатство художественного слова. Через яркие художественные образы А.Л. Барто, С.И. Михалкова, С.Я. Маршака, И. Токмаковой, Э. Успенского, К.Д. Ушинского, К.И. Чуковского и других детских авторов, устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с культурой, гигиеной, опрятностью и окружающим миром в целом.

Кроме того, художественная литература способствует формированию у младших дошкольников нравственного представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Культурно-гигиенические навыки необходимо формировать во время прогулки, приема пищи, режимных моментов, во время трудовой деятельности и непосредственно образовательной деятельности, на которой необходимо использовать элементы художественной литературы.

На сегодняшний день в практике работы детского сада мы наблюдаем недостаточную разработанность проблемы формирования культурно-гигиенических навыков средствами художественной литературы. Актуальность работы также связана с необходимостью разработки для дошкольной организации методического обеспечения по формированию культурно-гигиенических навыков средствами художественного слова, организации культурно-гигиенической среды, взаимодействию с семьями.

Просмотров: 748
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Колесникова Любовь Анатольевна. Презентация 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста'
  • Студеникина Татьяна Олеговна. Педагогический проект: «Мойдодыр». Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
  • Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
  • Романова Татьяна Александровна. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Постолова Галина Борисовна. Статья 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников'
  • Сулье Кристина Владимировна. Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков «Аккуратный зайчик» во второй младшей группе.
  • Сафонова Екатерина Юрьевна. Проект организации здорового образа жизни «Воспитание культурно-гигиенических навыков в ходе организации режимного момента» (питание) во второй младшей группе
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Бржецкая Светлана Олеговна. 'Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста'
  • Светлана Капутская. Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности (театрализованного развлечения) с детьми младшего дошкольного возраста - «Сказочное путешествие»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности музыкального руководителя с детьми младшего дошкольного возраста - «Маму поздравляют малыши»
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
  • Никонорова Наталья Валерьевна Козырева Ирина Леонидовна. Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста посредством работы с песком
  • Кротенко Валентина Станиславовна. Культурно-досуговая деятельность детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) совместно с родителями «Будь здоров»
  • Смирнова Евгения Геннадьевна. Организация коррекционной работы по формированию речевых навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма
  • Кочурова Наталья Витальевна. Описание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшей группы с помощью художественной литературы
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Стрельцова О.В.. Конспект по организации культурно-досуговой деятельности «Знакомство с ёлочной игрушкой».
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Статья на тему: Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь