Автор статьи: Алехина Наталья Геннадьевна МБДОУ детский сад №82 №Одуванчик» г.Брянск
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей. А сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены ребенка. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система детей в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются и тем самым закрепляются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в собственной кабинке и в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми [8; 31].
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, положительного отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Развитию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста — одна из наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики. [8; с.32].
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [16; с.74]
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы: Л.С. Выгодский, С.Д Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина, Т.Ф. Виноградова, Е.М. Белостоцкая, С.Н. Теплюк. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л.Нюканен, Х.Рюкле. В их психолого-педагогических трудах отражены закономерности культурно-гигиенического развития детей, даны методические рекомендации по организации условий для их формирования педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения. Исследователи считают, что формирование культурно-гигиенических навыков и привычек осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием с помощью использования художественной литературы (прибаутки, потешки), гигиенических условий, времени начала работы, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности выполнения упражнений и т.п.
У детей младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению, что лучше всего осуществлять по нашему мнению в игровой деятельности с использованием художественной литературы.
Художественная литература — важнейшее средство воспитания маленького ребенка. В формировании культурно-гигиенических навыков дошкольников нашли широкое применение произведения художественной литературы, как авторские, так и народные, поскольку в культурно-гигиеническом воспитании детей должно использоваться все многообразие и духовное богатство художественного слова. Через яркие художественные образы А.Л. Барто, С.И. Михалкова, С.Я. Маршака, И. Токмаковой, Э. Успенского, К.Д. Ушинского, К.И. Чуковского и других детских авторов, устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с культурой, гигиеной, опрятностью и окружающим миром в целом.
Кроме того, художественная литература способствует формированию у младших дошкольников нравственного представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Культурно-гигиенические навыки необходимо формировать во время прогулки, приема пищи, режимных моментов, во время трудовой деятельности и непосредственно образовательной деятельности, на которой необходимо использовать элементы художественной литературы.
На сегодняшний день в практике работы детского сада мы наблюдаем недостаточную разработанность проблемы формирования культурно-гигиенических навыков средствами художественной литературы. Актуальность работы также связана с необходимостью разработки для дошкольной организации методического обеспечения по формированию культурно-гигиенических навыков средствами художественного слова, организации культурно-гигиенической среды, взаимодействию с семьями.
|