Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей детский сад №8 «Ласточка».
Выполнила: Воспитатель I младшей группы первой квалификационной категории Кулясова Юлия Алексеевна г. Гороховец 2019 г.
Условия возникновения и становления опыта «Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». А.С. Макаренко
Работая с детьми раннего возраста, заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, принимать пищу, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в детский сад начала работать с родителями. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Проблема трудового воспитания стоит достаточно остро. Отечественные педагоги и психологи Р.С. Буре и Г.Н. Година считали, овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Актуальность и перспективность опыта
Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни дошкольника. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого. Поэтому развитие самообслуживания играет определённую роль в жизни ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А начинается это с привития навыков самообслуживания, что очень актуально в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея
Для малышей процессы с навыками самообслуживания, такие как одевание, прием пищи, умывание и другие будут лучше и быстрее усваиваются в сопровождении словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.
Совместными усилиями ДОУ и семьи решила с детьми младшего дошкольного возраста начать работу по трудовому воспитанию с использованием устного народного творчества.
Теоретическая база опыта
В основе теоретического обоснования идеи взяты:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Трудовое воспитание детей младшей группы осуществляется в соответствии с основной образовательной программы МБДОУ разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
- «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду» — Л.В. Куцакова. В данном методическом пособие дана методика привития детям навыков самообслуживания, участия в хозяйственно — бытовом труде, труде в природе; представлена технология работы по формированию представлений о труде взрослых через разные формы организации детской деятельности.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы методов и приемов, направленных на работу по формированию умений и навыков самообслуживания у детей с включением адаптации опыта работы коллег МБДОУ с фольклором в условиях своей группы.
Технология опыта
Цель педагогического опыта: совершенствовать у детей элементарных навыков самообслуживания через малые фольклорные формы.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- развивать навыки самообслуживания, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться;
- воспитывать целостное отношение к собственному труду, труду других людей, и его результатам;
- привлекать родителей к трудовому воспитанию детей через устное народное творчество.
На начальном этапе моей работы прошла курсы повышения квалификации на базе ВИРО по программе повышения квалификации воспитателей ДОО без опыта работы и имеющие педагогическое образование (не дошкольное) «Формирование профессиональной компетентности воспитателя ДОО по реализации ФГОС ДО» и выполнила итоговую работу на тему «Дневник педагогической практики “Организация и проведение режимных процессов с детьми в ДОО”».
В практике своей работы достаточно активно использую метод проектирования, инструментом которого является интеграция, что позволяет формировать целостную картину мира дошкольника. Для успешной реализации опыта в перспективный план вошел проект: «Не мешайте нам трудиться – это в жизни пригодится» (см. Приложение 6).
Организация развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием в развитии трудовых навыков по самообслуживанию у дошкольников. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование личностных качеств ребёнка – развивают любознательность, трудолюбие, речь, воспитывают чувство прекрасного.
- В группе оформлены схемы-алгоритмы с навыками самообслуживания: «Алгоритм умывания», «Алгоритм использования носового платочка», «Схема последовательности одевания по временам года», «Схема расположение одежды в шкафчике». С их помощью детям легче запомнить правила ухода за собой, своими вещами, некоторые схемы меняются по временам года.
- По развитию навыков самообслуживания в соответствии возраста подобран фольклорный материал, художественная литература и наглядность: иллюстрации, фотографии, сюжетные картинки, демонстрационный материал. В работе используются потешки, песенки, заклички, сказки: «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Три медведя», С. Капутикян «Маша обедает». Наблюдая за игрой детей, заметила, что малыши осуществляли самостоятельный переноса трудовых действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
- Во время игры, умывая куклу, дети с удовольствием приговаривают потешку «Водичка, водичка». Во время кормления куклы приговаривают «Кто у нас любимый самый?», «Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно?», «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса». Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных навыков самообслуживания.
- В игровой деятельности активно используем дидактические игры: «Помоги маме (папе)», «Кто, что любит делать?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Тактильные ладошки», «Чьи пуговки», в которых дети знакомятся с атрибутами, действиями и результатом труда.
- Изготовила игровое пособие лэпбук» (см. Приложение 1). В состав лэпбука вошли:
- Тематический альбом «Мы хотим трудиться»;
- Песенки и потешки;
- Ознакомление с профессиями;
- Развивающие игры: «Собери цепочку», «Найди пару», «Оденем куклу на прогулку», «Разрезные картинки «Предметы быта»;
- Крупные раскраски «Предметы быта»;
- Дидактическое пособие «Развивающая лягушка».
Большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями.
- Провела анкетирование по теме «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?», «Использование фольклора в жизни ребенка» (см. Приложение №2). Было выявлено, что родители мало уделяют внимание и время навыкам самообслуживания, а трудовые навыки и фольклор объединяют лишь малая часть. Исходя из результата анкетирования, решила расширить знания родителей о фольклорных формах в трудовом воспитании детей.
- Провела консультирование: «Трудовое воспитание 2-3 лет», «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» (см. Приложение №3).
- Провела групповое собрание в виде круглого стола на тему «Проблема в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности через устное народное творчество» (см. Приложение №4).
- Совместно с родителями оформила фотовыставку «Маленькие помощники».
- Совместно создали дидактическое пособие к лэпбуку для детей.
Из практики моей работы по формированию навыков самообслуживания с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он создает настрой у ребёнка к выполнению трудовых действий, к их ненавязчивому повторению добиваясь совершенствования действия. Фольклор вызывает яркий эмоциональный отклик, развивает и совершенствует речь, мышление, воспитывает чувство доброты и уважения. Занятия с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.
Результативность
В начале работы проводилась диагностика трудовой деятельности детей дошкольного возраста по методике автора Бабенко С.В., выявлены следующие результаты: высокий уровень – 0; средний уровень – 26 % (7 чел.); низкий уровень – 74% (20 чел.). По результатам диагностики была составлена индивидуальная образовательная траектория трудового развития детей 2-3 лет по таблице (см. Приложение №5).
В феврале при повторном обследовании детей были получены следующие результаты: высокий уровень – 15 % (5чел.); средний уровень – 71 % (19 чел.); низкий уровень – 14 (3 чел.) %
Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста:
- основная часть детей старательно выполняют трудовые поручения
- дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
- учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, пользоваться носовым платком и т.п.)
- проявляют интерес к рассматриванию фотоальбомов «Мы хотим трудиться», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением труда взрослых
- с использованием фольклора словарный запас детей расширился и активизировался
- родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада.
В данном возрасте под руководством взрослых ребенок приобретает трудовой опыт, приобретает навыки самообслуживания, трудолюбие.
Проведенная работа дала свои результаты. При целенаправленном взаимодействии воспитателя и родителей, с использованием различных форм работы, дети способны овладеть трудовыми навыками.
В перспективе в II младшей группе я планирую расширить трудовые навыки детей. Закрепить и углубить знания детей о труде, дать представления о профессиях, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
Адресная направленность
Данный опыт может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, решающими проблему формирования и развития трудовых навыков детей с использованием художественного слова.
Используемая литература
- Примерная образовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 1-50.
- Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 128с.
- Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
- Р. С. Буре. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Интернет-ресурсы:
|