Воспитатели ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева: Хохлова Наталия Владимировна, Орехова Елена Анатольевна
Дидактическое пособие «Волшебный фартук»
Направленность: социально-коммуникативное развитие.
Место проведения: музыкальный зал.
От 12. 09. 2019г
Присутствовало 15 человек.
Цель:
Показать приёмы и способы развития мелкой моторики, как основа формирования навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Задачи:
- Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
- Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики и навыков самообслуживания.
- Познакомить с нетрадиционными приёмами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Ход проведения:
Теоритическая часть.
Читает воспитатель группы Хохлова Н.В
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно, пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, интелект, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
- раздевания и одевания: — (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки)
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психа-физических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам)
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры)
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом)
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!»
Малыш ещё ничего не умеет делать. Поэтому каждое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется ему доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти ребёнку на помощь при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него формируется пассивная позиция «застегните», «завяжите», «оденьте».
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых: воспитателей, родителей. Поэтому должна быть согласованность с требованиями дошкольного учреждения и семьи.
Итак: развитие навыков самообслуживания мы начали с развития мелкой моторики. Любая непосредственно образовательная деятельность или любой режимный момент происходит в игровой форме. Игра-ведущий вид деятельности ребёнка! Через игру ребёнок познаёт мир!
Работая, в контексте с родителями, мы изготовили игровое пособие по развитию мелкой моторики «Волшебный фартук» Скажем большое спасибо за это пособие Кончеркаевой Светлане Олеговне.
Основная часть мастер- класса.
Проводит воспитатель группы Орехова Е.А и Кончеркаева С.О. мама воспитанника группы.
«Волшебный фартук»
Программное содержание:
- Способствовать обогащению сенсорного развития детей раннего возраста через восприятие окружающего мира.
- Формировать представление о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете, положение в пространстве.
- Развивать мелкую моторику рук, зрительный контроль.
- Воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающему миру.
Материал: фартук с накладными и потайными карманами;
- цветы из ткани (на липучках, на кнопках);
- божьи коровки на пуговицах;
- шнурки разного цвета;
- паровозики из ткани (на липучках)
- прищепки
Ход мастер-класса:
Воспитатель:
Добрый день, малыши!
Рада вам я от души.
Сейчас одену фартук –
Он вовсе не простой!
Сказочно красивый, веселый, озорной.
Поудобнее садитесь,
К фартуку вы приглядитесь.
Божьи коровки на фартуке тут
И два мишутки за ними идут
Лент разноцветных и ярких так много
Будет чем нам заняться сегодня
Девочки и мальчики
Приготовьте пальчики
Будем их тренировать
На полянку вас «коровки»
Приглашают поиграть.
1-е задание
Божья коровка – мама
Нас зовёт друзья!
Что под красным крылышком у меня?
Расстегни замочек-
Что же там внутри? Цветочек!
Каждому цветочку место кто найдёт
Там где есть липучка – цветочек расцветёт.
2-е задание
Божья коровка – папа
Нас зовёт, друзья!
Что под красным крылышком у меня
Расстегни замочек, что же там внутри?
Вагончики.
Мы вагоны пристегнём
Наши пальцы разомнём
Тут и кнопки и крючки
Разные застёжки
Пассажиры есть у нас
Разные зверюшки,
Мы посадим их в вагон
И прищепкой прищипнём.
3-е задание.
Пирамидка здесь стоит
Круглая, красивая
Ты детали отстегни…
И обратно пристегни.
4 – е задание.
В потайных кармашках
Игрушки поищите
Божьим коровкам их покажите
Бусы спрятались здесь, длинные красивые
Шарики ты покрути, взад, вперёд их прокати
5 – задание.
Ленточка дорожная длинная идёт
Вы за палочки берите
Ленточку вы закрутите
(шли, шли, на полянку вы пришли)
6- е задание.
Шнурок в руки вы возьмите
И в дырочку его вы проведите
Дырочка за дырочкой
Шнурок бежит
Змейкой красиво его проложи.
Ну, ребята молодцы, потрудились от души
Пальчики размяли, даже не устали
Всех я вас благодарю
И спасибо говорю
Будем сами одеваться
На прогулку собирается
На майку с трусами одеть мы должны
Колготки, рубашку, рейтузы-штаны,
Носочки на ножки и кофту на верх.
Кто первый оделся? Ну, кто быстрей всех?
Теперь мы ботинки, сапожки возьмем
И шапки оденем, и в куртки нырнем!
Осталось нам только замки застегнуть.
И можем все вместе отправиться в путь!
|