Городское методическое объединение воспитателей младших групп южной территориальной зоны
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Хачатрян Мариам Феликсовна АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 2 «Золотой ключик» 18 апреля 2019г.
В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.
Скачать презентацию
Ежедневная работа с детьми раннего возраста доказывает необходимость и широкую возможность использования художественного слова, включения его как в во время режимных моментов, так и в непосредственно организованную образовательную деятельность. Оно несёт большое воспитательное значение, помогает малышам ярче познавать окружающий мир, а подход к использованию художественного слова позволяет внести элементы новизны и разнообразия, делает воспитательно-образовательный процесс интереснее и динамичнее.
Культурно-гигиенические навыки и самообслуживание очень важная часть культуры поведения. Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (приём пищи, санитарно-гигиенические нормы, раздевание, одевание и т.д.). Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки и навыки самообслуживания с возрастом постоянно совершенствовались.
Чтобы научить детей умываться требуется немало времени и это достаточно сложный процесс для каждого маленького человечка. Важно учить детей совершать действия в определенной последовательности. Сначала необходимо показать и объяснить лишь самые простые действия (смочить руки водой, намылить, потереть ладошки и тыльную часть рук, смыть). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например, научить завертывать рукава, отжимать руки после умывания.
Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным, увлекательным. Как это все донести до маленького ребёнка? Ну, конечно, через художественное слово.
Знаем, знаем — да-да-да! В кране прячется вода! Выходи, водица! Мы пришли умыться!
Лейся понемножку Прямо на ладошку! Будет мыло пениться И грязь куда-то денется!
По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.
Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому очень важно внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей — стремление к самостоятельности
Сам
Сам я встал сегодня рано, Сам умылся из-под крана. Чистить зубы сам пошел И расческу сам нашел.
Перед зеркалом стою, Сам себя не узнаю. Нет, такому молодцу Быть неряхой не к лицу.
Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, нужно наклоняться над тарелкой, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно пользоваться салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
Ребёнку трудно запомнить наши слова и доводы, а стишок или потешку он обязательно запомнит и с удовольствием будет повторять. И это очень помогает малышам разобраться со всеми сложностями воспитательного процесса.
Стихотворения помогают установить с малышом тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержатся.
Если так держать, то с ложки Будут падать капли, крошки. Так держите, детки, ложку. (показать) Набирайте понемножку
Ребенок понимает, что стихотворения обращены непосредственно к нему, что речь идет именно о нем. Он чувствует, что его любят, о нем заботятся, хотят его порадовать, помогать. И тогда ему легче выполнить требование взрослого — кушать. Он делает это с удовольствием и радостью.
Вот это – хорошая девочка. Зовут эту девочку Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке...
Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша,
Съела кашу – Всю, Сколько дали!
Конечно, нельзя превращать прием пищи в игру, которая вызывает слишком бурную эмоциональную реакцию, отвлекая малыша от бытового процесса. Этого можно избежать, помня, что стихотворение должно не противоречить действиям, которые совершает ребенок, а органично включаться в контекст режимной процедуры.
Вот и время для обеда, Значит нам за стол пора. Прекращается беседа, Прекращается игра.
В одевании и раздевании дети младшего дошкольного возраста первоначально проявляют большую беспомощность.
Нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Помогать следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются. Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое.
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) Содержание таких игр можно придумать самим, используя факты из жизни детей группы, сопровождая игру стихами, отрывками из любимых сказок. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют. Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения.
У девочек и мальчиков Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам надеть?
(Надо варежки надеть)
Я умею обуваться, Если только захочу Я и маленького братца Обуваться научу.
Мне уже четыре года. Я одеться сам могу. Если тёплая погода – Без пальто во двор бегу.
Если ветер сильно дует, Если слякоть или дождь, В детский садик не пойду я Без пальто и без сапог
Стихотворения наполняют конкретным, доступным пониманию ребенка содержанием абстрактные понятия – у него формируется обобщенное представление о положительных нравственных качествах: аккуратность (Г. Лагздынь "Аккуратный Алешка"), взаимопомощь и заботливость (Е. Благинина "Научу обуваться и братца"); а также об отрицательных: лень (Э. Мошковская "Лежебока"; Г. Ладонщиков "Ленивцы"), неряшливость (Г. Лагздынь "Странный загар"; А. Барто "Девочка чумазая"; В. Орлов "Хрюшка о бижается"; А. Кондратьев "Зеркало; И, Демьянов "Замарашка") и других.
Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков..
Так взрослый с помощью художественного слова побуждает малыша к активности, самостоятельности, инициативности. И чем разнообразнее формы их проявления, тем успешнее формируются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
|