"Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста"
Мир детей... Яркий и наивный, неповторимый и сказочный, звуков и красок, необыкновенных образов и фантазий. Полноценно почувствовать и понять этот мир во всем его многообразии могут здоровые, сильные и жизнерадостные, развитые и воспитанные дети. И важным условием физического здоровья является соблюдение гигиены. У детей необходимо с младшего возраста формировать гигиенические навыки. В дальнейшем целенаправленно и регулярно учить детей следить за чистотой тела и внешним видом, чтобы к старшему возрасту они могли самостоятельно, без напоминания и контроля взрослых могли: умываться, причесываться, пользоваться туалетом, одеваться и обуваться, пользоваться носовым платком, прикрывать рот, когда кашляют и чихают.
Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М., Выготский Л.С. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
В педагогическом отношении культурно — гигиенические навыки — это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности.
К культурно — гигиеническим навыкам относится: 1 умение вести себя за столом 2 навыки труда, бережливость 3 гигиенические навыки.
В младших группах детского сада воспитатели стремятся сформировать у детей культурно — гигиенические навыки и навыки самообслуживания, забывая, что «культура поведения» — понятие широкое, предлагающее единство внешней и внутренней культуры. Пробелы в нравственном воспитании в младшем возрасте оборачиваются серьезными недостатками в старшем дошкольном возрасте, иногда требуют перевоспитания неправильно сформированных навыков и привычек поведения.
Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающие отношение к окружающим, к вещам, к себе. В повседневной жизни дошкольники самостоятельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя правила поведения, полученные в разных видах деятельности (занятие, труд, игра) умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами и говорит о прочности усвоение правил.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения, соблюдение общепринятых норм этикета.
Правильно воспитанный трехлетний ребенок без напоминания взрослых моет руки перед едой и после посещения туалета, не ест поднятые с пола крошки хлеба, печения, яблоки и другие продукты. Он не ест немытые фрукты и овощи, не берет их грязными руками, в перчатках и варежках.
Семья должна воспитывать в дошкольнике прочные навыки в поддержании чистоты тела, и прежде всего — лица, рук и ног. Утром и вечером ребенок обязательно моет лицо, руки, шею, проточной водой. Вначале он тщательно моет руки: смачивает их теплой водой, промывает, а потом смывает мыло, повторяя эту процедуру2-3 раза. Затем уже чистыми руками умывает лицо, руки, шею. Для ребенка выделяют два полотенца: одно для лица и рук, другое для ног. С гигиенической точки зрения недопустимо чтобы дети умывались в тазике, т.к. возможно инфицирование глаз, ушей, слизистой оболочки носа, кожи, лица.
Большое влияние на формирование культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления о том, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации из книг «Дети играют»; «Дорогие гости»; «Новенька» и. т.д.
В формировании культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания даются детям в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающим у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. И самый важный момент, действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Особая роль в формировании культурно — гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста принадлежит игровым приемам. Используя игровые приемы, воспитатель закрепляет навыки у детей, которые вырабатываются в повседневной жизни (возьмем куклу на прогулку, накормим обедом и.т. д.).
Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие положительные эмоции у детей младшего дошкольного возраста, обеспечивает еще более высокую восприимчивость правил культурно- гигиенических навыков, закрепление их в опыте, побуждает младших дошкольников к самостоятельным действиям. При этом процесс формирования получается естественным, ребенок не ощущает себя его объектом. Через игру и непосредственно- образовательную деятельность воспитатель должен в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками дошкольника, дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Игра является одним из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, его отношения с людьми. Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. В игре, подражая действиям старших, он приобщается к окружающей жизни.
Чулкова Н.Ю. советует воспитателям обучать детей процессу умывания используя прием показа. Она предлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия дети показывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран с водой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мыть лицо и насухо вытираться полотенцем.
Без воды умылся котик. Лапкой вымыл глазки, ротик. А вот мне нельзя так мыться – Мама может рассердиться…
В. Науменко.
|