Хакимьянова В.Л.
Сегодня взаимодействие детского сада и семьи играет огромное значение для социализации ребенка в окружающем его мире. При рождении малыша изначально обязанности по его развитию и воспитанию выполняют мама и папа. Не зря в ст. 18 Закона "Об образовании в РФ" акцентируется внимание на первостепенную роль родителей во всестороннем развитии детей с самого раннего возраста. Они являются первыми педагогами, закладывая физические, нравственные и интеллектуальные основы формирования личности своего ребенка. Когда малыш подрастает, в его жизни происходят перемены. Он приходит в детский сад. И тогда в процесс воспитания включаются работники дошкольного учреждения, сотрудничая с семьей, помогая, поддерживая родителей (законных представителей) в самых важных для них вопросах.
Скачать конспект
Однако, большинство семей озабочено проблемами выживания, усилилась тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие дети, поступая в дошкольное учреждение, не обладают необходимыми навыками, согласно их возрасту. Это касается и культурно-гигиенических навыков, как неотъемлемой части культуры поведения. В тоже время опрятность в одежде, чистые лицо, руки, тело, аккуратная прическа — это не только требования гигиены, но и норма человеческих отношений.
Многолетний опыт работы с детьми первой младшей группы показывает, что у молодых родителей просто не получается сформировать у детей первые гигиенические навыки. У ребят могут отсутствовать носовые платки, они не любят мыть руки, а вытирают пальцы об одежду, не привыкли есть самостоятельно и т.д.
Проведенный анализ анкетирования родителей в начале 2018-2019 учебного года при поступлении детей в детский сад показал, что в основном, в семьях акцентировали внимание на чистке зубов, мытье рук с мылом, но не знали, что делать, когда ребенок отказывался умываться. Многие забывали класть салфетки во время еды, чтобы ребенок выработал навык вытирания рта не рукавом, а предметом гигиены. Родители также видели затруднения в одевании детей.
В связи с этим была обозначена проблема — как помочь родителям сформировать культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста?
Исходя из выше изложенного, цель педагогической деятельности была определена как формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков через взаимодействие педагога с семьями воспитанников.
На первом этапе для решения проблемы были проанализированы нормативные документы, психолого-педагогическая и методическая литература.
Установлено, что во ФГОС ДО большое внимание уделяется работе воспитателя с родителями. В Стандарте рекомендуется не просто формировать какие-либо навыки и умения у дошкольников, а видеть друг в друге полноправных партнеров в решении общих проблем.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ранний возраст является наиболее благоприятным периодом, в котором закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Об этом указано в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.А. Козловой, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, К.Д. Ушинского.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные Л.С. Выготский, Л.И. Каплан, Г. Н. Сперанский, Л.М. Шипицина и другие. Они занимались не только диагностикой и лечением детских заболеваний, но в их трудах есть материалы по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. Их исследования оказались теоретической основой воспитания культурно — гигиенических навыков в дошкольном образовании.
Методической основой формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков стали методические пособия и статьи М.Д. Маханевой, В.В. Лобкаревой, С.В. Рещиковой, С.Н. Теплюка, Э.Ж. Эдаевой и др.
Особый интерес к вопросу партнерства воспитателей и родителей проявляется в работах Н.М. Бариновой, О.И. Витвер, А.Л. Гуза, Е.С. Евдокимовой, Э.Я. Степаненковой, которые рассматривают дошкольное учреждение и семью не как два самостоятельных института социализации детей, а занимаются проблемой организации их взаимодействия. Методисты и педагоги-практики предлагают разнообразные формы и методы сотрудничества (Ю. В. Кириллова, Н.С. Кочеткова, Н.М. Сертакова,).
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является на сегодня актуальной темой.
На втором этапе педагогической деятельности пришло видение решения проблемы — создание родительского клуба. Приобретение навыков — процесс непрерывный. Он должен сопровождаться положительными эмоциями, побуждающими к повторению. Согласно педагогической идее, обоюдная согласованность в действиях воспитателя и родителей может способствовать формированию у детей 2-3 лет навыков еды, ухода за своим телом, навыков пользования одеждой и ухода за ней.
Основополагающим моментом во взаимодействии с семьями стал индивидуальный подход, который выражался в учете социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей. Его реализация обеспечивалась рядом принципов: непрерывности, открытости, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения, постоянства обратной связи.
При первой встрече с родителями были определены название клуба — "Наши малыши и малышки", план совместной деятельности (см. Табл. 1).
Одним из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей в педагогической деятельности является наличие картотеки дидактических игр и детского фольклора. Большинство детей имеют мотивированность к действиям через поговорки или прибаутки, потешки. Данная картотека была подобрана не только для различных режимных моментов, но ее содержание разучивалось вместе с родителями и применялось на практике. Необходимо отметить, что дети к концу третьего года жизни в своей самостоятельной деятельности часто повторяли потешки и прибаутки, играя друг с другом и куклами.
Таким образом, родительский клуб "Наши малыши и малышки" представлял собой добровольное объединение воспитателя, родителей (законных представителей) и их детей, совместно участвующих в разнообразных мероприятиях, направленных на эффективное воспитание культурно-гигиенических навыков в условиях дошкольного учреждения и семьи. В содержании работы клуба навыки культуры поведения прослеживались на протяжении всего периода. Все запланированные мероприятия проходили в досуговой форме: это и совместные чаепития, мамы с папами учились играть с детьми в куклы, вместе учились правильно намыливать руки, использовать предметы личной гигиены. По признанию родителей, это было лучшее времяпрепровождения, чтобы побыть и поиграть с ребенком. Также для семей всегда давались задания. В домашних условиях они вместе с ребятами читали книжки, просматривали картинки, учились чистить зубы, причесываться. Все это родители фиксировали. А затем, устраивались выставки фотографий.
Исходя из поставленной цели, согласно программным требованиям были определены критерии ожидаемых результатов. Так, при формировании навыка еды дети в результате должны были аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой; навык ухода за своим телом предполагал умение детей умываться, причесываться, пользоваться носовым платком; навык соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней к концу третьего года жизни позволял быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, содержать вещи в порядке и чистоте.
Эффективность работы определялась через наблюдение за детьми во время режимных моментов, применения дидактических игр. Говорить о полной сформированности тех или иных культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы еще рано. Они продолжают формироваться на протяжении последующих лет пребывания в дошкольном учреждении. Но то, что у 70% детей навыки еды находились в стадии становления, а не в точке роста (по Урунтаевой), у 83% детей в этой же стадии находился навык ухода за своим телом, говорит о положительном результате совместной деятельности. Только навык соблюдения порядка и пользование одеждой наблюдался в самой первой стадии — точки роста — у 56% ребят. Конечно же, одевание и раздевание дошкольники еще осуществляли с трудом.
В конце учебного года также было проведено итоговое анкетирование среди родителей. Анализ результатов показал, что появились положительные изменения. У 72% родителей было желание продолжать партнерские отношения с детским садом. Большинство — старались всегда или часто участвовать в жизни своих детей в дошкольном учреждении. Посещаемость мероприятий к концу учебного года поднялась до 76%.
В целом, результаты оказались положительными и эффективными. Таким образом, практическая значимость педагогической деятельности заключалась в реализации на практике родительского клуба как формы взаимодействия детского сада и семьи для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.
Библиографический список
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29. 12. 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16. 09. 2019)
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Витвар О.И. Социально-педагогические технологии взаимодействия с семьей. ФГОС. – М.: Учитель, 2016.
- Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО. ФГОС. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
- Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 647-651.
- Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод, пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
|