Постолова Галина Борисовна. Статья 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников'

Статья Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольниковС раннего детства ребёнку необходимо прививать культурно-гигиенические навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Что же входит в культурно - гигиенические навыки? Всё, что непосредственно связано с самообслуживанием: соблюдение чистоты тела, культура еды, культура общения с детьми и с взрослыми. Повторяя изо дня в день действия с принятием пищи, одеванием, умыванием, закладывая основы и первые представления об этикете и взаимоотношениях с окружающими людьми, педагоги и родители формируют, воспитывают культурно - гигиенические навыки у детей.

В нашем детском саду работа по данному направлению проводится  в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К  основным условиям успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей, например, особое значение имеет постоянство условий, значение места каждой нужной ему в течение дня вещи. В умывальной комнате имеется достаточное количество раковин небольшого размера; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков мы используем показ и объяснение. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т.д.). Умелое руководство взрослых позволяет сократить время овладения навыками личной гигиены.

Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т.д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Маленькие дети   склонны к подражанию, поэтому взрослые должны следить за собой и выполнять всё то, что прививается ребёнку. Также малыши очень зависимы от оценочных суждений взрослых, поэтому  взрослые должны чаще хвалить хорошее соблюдение культурно - гигиенических навыков. Не торопиться осуждать в случае конфуза - лучше направить течение процесса в правильное русло спокойным напоминанием порядка действий.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам.  В детском саду широко используются сюжетно - ролевые, дидактические игры, игры - драматизации: например,  "Наведём порядок", "Научим куклу Катю раздеваться", "Накроем стол к обеду", "В гостях у Мишутки". Большое влияние   оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор - именно они помогают создать и поддержать у детей хороший настрой.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Взрослым  необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Так ли уж важно уделять столько внимания воспитанию культурно - гигиенических навыков в дошкольном возрасте? Важно!!! Практика показывает, что дети, у которых сформированы культурно - гигиенические навыки в соответствии с возрастом успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Просмотров: 1387
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Колесникова Любовь Анатольевна. Презентация 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста'
  • Романова Татьяна Александровна. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Бржецкая Светлана Олеговна. 'Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста'
  • Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Студеникина Татьяна Олеговна. Педагогический проект: «Мойдодыр». Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
  • Сулье Кристина Владимировна. Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков «Аккуратный зайчик» во второй младшей группе.
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Сафонова Екатерина Юрьевна. Проект организации здорового образа жизни «Воспитание культурно-гигиенических навыков в ходе организации режимного момента» (питание) во второй младшей группе
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Кротенко Валентина Станиславовна. Культурно-досуговая деятельность детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) совместно с родителями «Будь здоров»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности музыкального руководителя с детьми младшего дошкольного возраста - «Маму поздравляют малыши»
  • Елена Третьякова. Культурно-досуговое развлечение для детей с ЗПР старшей группы по теме 'Домашние животные'
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности (театрализованного развлечения) с детьми младшего дошкольного возраста - «Сказочное путешествие»
  • Гульнара Серверовна Федянина. Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинарного поведения на дороге
  • Светлана Капутская. Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».
  • Белоусова Татьяна Юрьевна. «КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Стрельцова О.В.. Конспект по организации культурно-досуговой деятельности «Знакомство с ёлочной игрушкой».
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Романовская Татьяна Анатольевна. «Роль театрализованной игры в развитии речевых навыков детей младшего дошкольного возраста»
  • Боброва Людмила Георгиевна. Планирование образовательного взаимодействия детей и взрослых в детском саду в соответствии с современными требованиями
  • Редактор. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • Макарова Татьяна Владимировна. Развитие мотивации обучающихся и их родителей в укреплении физического и духовного здоровья в образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках авторской программы «Говорушечка»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь