В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевом развитии детей.
К сожалению, в современном мире родители уделяют недостаточно внимания речевому развитию ребенка. Все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований.
В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, а театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Казалось бы, неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр воспринимается как мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь.
Театрализация создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно – речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.
Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым) для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов, формирование личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки.
Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС ДО основные направления по развитию речи детей: развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи. В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи – темпа, интонации, силы голоса, вопросительной и восклицательной интонации.
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая в ненавязчивой форме помогает развитию связной и грамматически правильной речи, является необходимым условием увлекательной деятельности, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии.
В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина, А.А. Леонтьев, М.М. Конина и многие другие.
Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Рудинштейн С.Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е.А. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф.Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных – М.Монтессори, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, Е.Н. Водовозова и других.
Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Струниной Е.М. и Ушаковой О.С.. Шохова О.А. представила два направления работы с дошкольниками: сказкотерапию и занятия по развитию связной монологической речи. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач — развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
|