Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
Демидова Н.Н. воспитатель МБДОУ №3 "Тополёк" ст. Фастовецкой
Работая со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, я отметила, что словарный запас у таких детей весьма ограничен. Усвоение содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования вызывает у них значительные затруднения. Связано это с быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания и как следствие этого снижение интереса к тому, что происходит в окружающем пространстве.
Часто общему недоразвитию речи сопутствует нарушение мелкой и общей моторики, двигательная заторможенность или гиперактивность.
Когда старшие дошкольники с общим недоразвитием речи осознают свой "недостаток", часто они становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, стараются сократить общение с другими детьми и взрослыми, чтобы избежать непонимания со стороны окружающих. Это отрицательно сказывается не только на поведении, но и на познавательном, эмоциональном развитии, а соответственно на формировании личности в целом.
С целью раскрепощения детей, развития у них познавательных процессов, речи, творческого воображения и восприятия я решила использовать театрализованную деятельность. Именно в театрализованной деятельности формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованные игры способствуют развитию таких элементов речевого общения как мимика, жесты, поза, интонация, модуляция голоса.
В группе был организован уголок театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театров: пальчиковый, конусный, теневой, театр на палочках, на ложках, театр масок. Также имеются настольная и напольная ширмы.
Знакомясь с произведениями детской художественной литературы в организованных формах, в самостоятельной деятельности дети в дальнейшем могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя.
Общая организация развивающей предметно-пространственной среды, формирует познавательную активность, любознательность, творческие способности, стимулирует желание заниматься театрализованной деятельностью, а значит и развитие связной речи.
Занятие театрализованной деятельности начинается постепенно. В начале детям предлагается выполнять простые игровые упражнения, направленные на выработку мимики, пантомимики. Когда движения становятся более уверенными, свободными, раскрепощенными, предлагаются игры и упражнения на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции. На следующем этапе детям предлагаются для инсценировки стихи, потешки с помощью пальчикового театра. Далее ребенку предлагается показать характерные движения какого-либо животного, сказочного персонажа, о остальным детям угадывали кто это.
Таким образом, дошкольники учатся двигаться, как мышка, лиса, лягушка и т.д. Такие пантомимические сцены есть в большинстве сказок.
Постепенно Детям становится интересно, когда они не только действуют как сказочные персонажи, но и говорят как они. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, отвечать на вопросы, строя распространенные предложения.
К концу старшего дошкольного возраста дети становятся увереннее. У них сформирован устойчивый интерес к театрализованной игре, появилось желание принимать активное участие в инсценировке сказок.
Благодаря систематическому использованию театрализованных игр дети используют в речи распространенные предложения, меньше допускают грамматических ошибок, могут самостоятельно пересказать знакомую им сказку или небольшой рассказ.
|