Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Шихалева В.Н - учитель-логопед
Абдулкадырова К.Х - воспитатель.

МАДОУ ДС КВ «Огонек»

     Формирование коммуникативных умений идет в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных умений,  речевая инактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
    Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой деятельности: слушании, говорении, чтении и письме.


   Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.
    У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, напряженность, скованность, паралингвистические средства общения, односложные ответы, отсутствие инициативного высказывания. Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу. На основании этого можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.
    Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей. Коррекционная работа должна быть направлена на всестороннее развитие речи, личности ребенка, активизацию общения, тем самым предусматривая комплексное воздействие на его речевую, познавательную, эмоционально-личностную, коммуникативную сферу. Преодоление отставания в развитии общения осуществляется педагогом путем активного включения детей с ОНР в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом актуальной для данной тематики, познавательных возможностей. На первом этапе отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Поэтому вначале будут актуальны лексические темы «Детский сад», «Мой город», в рамках которых изучаются имена людей и изменение их суффиксальным способом. Изучаются разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так, например, упражнение «Опиши друга»…Что у него изменилось?», которое выполняется в парах. Развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности.
   На протяжении всего обучения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего путем познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем – выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление – создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, направленные на повышение речевого уровня и коммуникативного развития. Такие. как:
1.Инсценировать игру-драматизацию, где дети самостоятельно распределяют роли.
2.Умение употреблять вербальные и невербальные средства общения. Используя мимику, показать эмоциональное состояние: злость, испуг, радость, печаль и т.д.
3.Изобразить с помощью жестов задумчивость, благодарность, удивление.
4.Используя жесты и мимику, изобразить:
- ребенка, которому подарили не тот подарок, который он хотел;
- ребенка, которому дали невкусный обед.
5.Предложить ребенку составить описательный рассказ о предметах по памяти.
6.Дать описание предмета не называя его.
7.Передать содержание какого-либо события, сказки.
8.объяснить смысл пословиц, поговорок и т.д.
   Также необходимо создавать ситуации речевого общения в группе во всех видах детской деятельности. Побуждать ребенка к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо» и т.п.). Формировать различные виды связной речи: сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д. Например, коллективное составление сказки. Что способствует развитию творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, закрепление навыков связного, последовательного высказывания.
   Развитие коммуникативных умений у детей было бы неполным без включения родителей в образовательный процесс. Эффективными формами работы могут быть: сообщения, дискуссии, круглый стол, просмотр видиоматериалов с высказываниями детей, тренинговые упражнения, презентации, семейный клуб.
     Итогом коррекционной работы с детьми с ОНР должны стать качественные изменения в их поведении, общении с окружающими. Повышение уровня их речевой активности. Улучшение качественных и количественных характеристик речевых средств общения.

 

Литература:
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: Методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - синтез, 2004. - 128 с.
2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. -Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
4. Менг К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольников в ситуативной обусловленности // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984. С. 241-259.

Просмотров: 937
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Квасова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей в процессе повседневного общения»
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных навыков общения старших дошкольников
  • Торопцева Наталья Николаевна. Применение игровых методов и приёмов в процессе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Портнова Елена Александровна. Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Менщикова Марина Александровна. Обобщение опыта работы по теме «Развитие диалогического общения у дошкольников»
  • Котова Ольга Алексеевна. Нетрадиционные формы работы с семьёй — Клуб общения детей и взрослых
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Морозова Карина Анатольевна. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
  • Щербинина Татьяна Александровна. «Организация содержательного общения педагога с детьми в разных видах деятельности»
  • Романова К. А.. Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Татьяна Гунина. Научные основы речевого общения в трудах исследователей
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие диалогического общения у дошкольников
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь