Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
Сегодня широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами общения, средствами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также стимулирование и реализацию творческой деятельности детей.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей и коммуникативных умений.
Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе.
За последние годы, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения. Воздействие театрализованной игры на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Тем самым, проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста носит актуальный характер. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Таким образом, в последнее время возросла потребность к овладению способами общения в процессе обучения и воспитания, усилилась необходимость в освоении растущим человеком способов коммуникативного взаимодействия. Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М.И. Лисиной, В.А Кан-Калика, Н.Д Никандрова, А.Б Добрович, Т.А. Репиной, Е.О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.
Дети в дошкольном возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них преобладает потребность в общении, появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта и к решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)
Театрализованная игра — сфера активного развития коммуникативных умений у детей, предоставляющая свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и положений, обеспечивающая игровой деятельностью. Воспитательное значение театрализованной игры многообразно и позволяет решать разнообразные задачи, является проявлением социальной активности ребёнка.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет определить противоречия между существующим методическим обоснованием проблемы развития коммуникативных умений в условиях ДОУ, и отсутствием содержания направлений работы использования театрализованной игры в развитии коммуникативных умений у детей.
Перед нами стоит проблема о возможности использования театрализованных игр для эффективного развития коммуникативных умений в условиях ДОУ детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются: подходы к определению общения как условию деятельности человека (А. А. Леонтьев), подходы к определению и сущности коммуникативных умений (А А. Кидрон), развитие коммуникативной функции речи у дошкольников (B. C. Мухина), теория влияния театрализованной игры на развитие коммуникативных умений у дошкольников (Н. А. Ветлугина, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Фурмина).
Практическая значимость работы определяется возможностью применения полученных данных в работе педагогов с дошкольниками, направленных на развитие коммуникативных умений через театрализованную игру.
|