Евдокимова М.В. учитель -дефектолог
Коммуникативные способности (или умение общаться)
Это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
(Немов Р.С.)
Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР
Скачать презентацию
Эмоциональная незрелость ведет к эмоциональной поверхности контактов (слабое переживание и сочувствие к собеседнику)
Расторможенность психических процессов ведет к импульсивному поведению (крик, ссоры, драки)
Быстрое закрепление аффективных реакций и повторение вне реальных конфликтов.
В целях приоритетного направления развития общения дошкольников с ЗПР, следует считать комплекс коммуникативных и речевых игр, объединённых общим названием «Школа юных волшебников»
Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий
Задачи:
Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми
Развитие способности к самоконтролю
Развитие способности к эмпатии
Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия
Обогащение запаса знаний об окружающем
Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Волшебные очки»
Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить
комплименты. (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
Игра «Телефон»
Имитируя диалог на заданную тему «Как пригласить друга на День рождения» или «Как договориться о встречи»
Игры-ситуации
«У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из сложившейся ситуации»
Игры на развитие речевых навыков
«Превращалки»
Цель: научить образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом. (дети с помощью «волшебной палочки» превращают большие предметы в маленькие, отрабатывая при этом навык образования слов)
Игры на развитие речевых навыков
«Наоборот»
Цель: научить образовывать слова с противоположным значением. (вооружившись волшебной палочкой и представив себя волшебником, дети без труда обогащают свой словарный запас)
Игры на развитие невербального общения
Дети, рассматривая сюжетные изображения различных чувств, подробно беседуя с педагогом, высказывая собственное мнение о разных эмоциях, в дальнейшем без труда могут показать с помощью мимики и жестов, а также угадать эмоции играющего.
Игры на развитие невербального общения
«Угадай, кто ты?»
Игра тренирует внимание, развивает выразительность движений, расширяет кругозор. (Ведущий, надев на голову весёлый ободок с карточкой (не видя и не зная кто он) пытается догадаться, внимательно наблюдая за другими игроками, которые с помощью движений показывают Кто? или Что? он)
Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети стали общаться, взаимодействовать с друг другом, овладевая при этом новыми для них способами общения.
Спасибо за внимание!
|