Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ Детский сад п. Кедровый
Несколько лет работаю по теме самообразования «Развитие диалогического общения у дошкольников».
Мир состоит из разных людей, — разных по национальности, религии, образованности, характеру. Но всем нам суждено жить на одной планете, и, несмотря на наши отличия, мы должны уметь понимать и уважать друг друга.
Общество составляет свое мнение о каждом из нас по нашим поступкам, манерам поведения, образу жизни и даже по нашим друзьям.
Каждый человек должен научиться общаться с миром, в котором он живет.
Скачать конспект
Прежде всего, надо сердцем понять, что такое чуткость, деликатность, корректность, благородство души. Отсутствие в человеке должного воспитания приводит к конфликтам и с обществом, и с самим собой. Начало всему воспитание в детстве. Маленький человек учится правилам поведения у всех: родителей, воспитателей, сверстников. Окружающие взрослые не только условие, но и главный источник, двигатель психического развития. Научиться говорить, пользоваться предметами, понимать различные явления, думать, чувствовать, рассуждать, все это он сможет освоить только с другими людьми и только через общение с ними.
Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками. Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Общение можно определить как передачу информации и обмен ею.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Первоначальным и основным средством общения является речь. «Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства» (Р. О. Якобсон). Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать познавательной беседы.
Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих.
Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Реплики имеют различное назначение:
Вопросы, чтобы запросить информацию.
Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.
Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.
Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.
Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.
Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали. Может быть, словесное или молчаливое либо отказ от выполнения действия.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побуждение».
Каждый собеседник должен следовать правилам ведения диалога.
— соблюдать очередность в разговоре;
— выслушивать собеседника, не перебивая;
— поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
— проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
— не говорить с полным ртом;
— говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
— использовать литературную лексику;
— строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Дети не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его ведения, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи. Важен целостный подход к формированию диалогической речи, а не только обучение ответно — вопросной форме. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной позиции, партнерских отношений. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической грамотности).
Поэтому целью моей работы по теме является: формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалогической речи.
Исходя из цели, мною были выдвинуты следующие задачи:
- Совершенствование диалогической речи детей: умения вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
- Организация парного взаимодействия детей в разнообразных видах детской деятельности.
- Формирование творческих способностей в речевом развитии дошкольников, побуждение детей к речевой импровизации во время игры, игры – драматизации, инсценировок и действий с игрушками.
- Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.
Па предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы. Используя художественные средства, стараюсь привлекать внимание детей к диалогам героев. Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению. В группе создан книжный уголок, где ребята могут пообщаться не только с книгой, но и друг с другом.
Для лучшего восприятия использую иллюстрации, различные виды театра. Некоторые из них изготовлены своими руками.
Оформлены игры по сказкам «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и лапоть». В эту подборку входят иллюстрации по сказкам, театр на фланелеграфе и моделирование сказки.
Дети часто являются рассказчиками сказок, используя этот материал.
Третий год использую в своей работе, новый для меня вид театрализованной игры – моделирование. Дети с большим удовольствием рассказывают сказки, повторяют диалоги героев, используя модели. Со старшими детьми провожу занятия по развитию речи, используя схемы. Дети учатся самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.
Сказка «три медведя» «Сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть»
Сказка «Три поросенка»
Сказка «Колобок» Сказка «Репка
Большую роль так же отдаю готовым литературным формам диалога. Это потешки, песенки, стихи, короткие сказки. Сначала заучиваю их с детьми, а затем использую в инсценировках. Многие диалоги придумываю сама. Публиковала свой литературный материал на сайте «Всегда праздник».
Каждый день стараюсь проводить с детьми беседы. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, стараюсь проявить их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У детей вырабатывается привычка слушать собеседников, они учатся делиться друг с другом своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально нравственного воспитания.
Проводя беседы, сочетаю их с рассматриванием картинок, рассказом воспитателя, чтением литературы. Провожу беседы по сюжетным и предметным картинкам. Для полноценной работы были подобраны и оформлены в папки сюжетные картинки на разные темы.
Проводя эти беседы, учу детей отвечать на вопросы воспитателя, развиваю диалогическую речь, зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Во время игры ребенку часто приходится воспроизводить ролевой диалог: продавец – покупатель, врач – пациент. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.
Для развития сюжетно-ролевых игр и расширения знаний детей об окружающем мире в групповом помещении была создана предметно-пространственная развивающая среда: оформлены игровые уголки для девочек и мальчиков ( «Семья», «Магазин игрушек», «Больница», «Парикмахерская», «Машина», «Пароход»); подобраны игрушки, изготовлены атрибуты.
К оснащению игровым материалом уголков были привлечены родителей. С их помощью были пошиты постельные принадлежности, сшиты халаты, колпачки в больницу, связана и сшита одежда для кукол.
Ребята нашей группы с большим удовольствием играют в пальчиковые игры. Эти игры не только приносят детям радость, создают эмоциональный настрой, развивают моторику рук, но и развивают речь, что очень важно для общения. В группе оформлен пальчиковый театр, собрана картотека пальчиковых игр.
Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть ведут диалог.
Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя.
В нашей группе много игр сделано своими руками.
Каждый день в группе или на прогулке играю с детьми в словесные игры. Это такие игры как: «Зайкины игры и загадки», «Разноцветный сундучок», «Кто больше назовет». С ребятами старшего дошкольного возраста играем в такие игры, как: «Только на этот звук», «Мечталки – сочинялки», «Как тебя зовут?», «Кто кого запутает», «Конкурс хвастунов», и многие другие. Эти игры направлены на развитие диалогической речи детей, творческих способностей и фантазии, формируют дружеские взаимоотношения между детьми. Используя словесные игры, учу детей делать друг другу комплименты ( «Паутина», «Клубочек», «Комплименты», «Волшебный стульчик» и др.). Здесь очень важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, сверстников, воспитателя. Стараюсь в течение дня делать комплименты своим воспитанникам, привлекаю к этому и родителей. Мною была подготовлена консультация для родителей по теме «Умеем ли мы делать комплименты», проведена деловая игра «Самый лучший комплимент».
Большую роль отвожу проведению разнообразных организованных игр. Это такие игры, как «Молчанка», «Передай настроение», «Эльфы», «Паутинка», «Волны», «Человек к человеку», «Моталочка» и другие. Эти игры требуют образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, такие игры создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.
«Эльфы», «Паутинка», «Волны», «Человек к человеку», «Моталочка» и другие.
«Человек к человеку» «Паутина»
«Рисунок на спине» «Моталочка»
«Эльфы» «Пирамидка»
Провожу игры с мячом. Эти игры побуждают детей поддерживать речевое и игровое взаимодействие со взрослым; расширять словарный запас, развивать быстроту реакции. В старшей, подготовительной группе очень часто играем с детьми в игры с телефоном.
Большую роль в развитии диалогического общения играют игры парами ( «Кактус», «Три медведя», «Разложи полоски», и др.). Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. В этих играх дети учатся соблюдать очередность действий, высказываний. Играя парами, дети учатся рассуждать, проявлять доброжелательность в споре.
«Снеговики» «Кактусы»
«Разрезные картинки» «Шашки»
Использую подвижные игры, которые содержат диалоги ( «Гуси-лебеди», «Непослушные мышата» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Провожу работу по теме самообразования с родителями. Были подготовлены доклады на родительские собрания по темам «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста», «Общаемся в детском саду и дома», «Развитие диалогического общения дошкольников», «Общение детей со сверстниками». Подготовлены консультации для родителей: «Счастье – это когда тебя понимают», «Поговори со мною, мама», «С пальчиками играем – речь развиваем», «Значение сюжетно – ролевой игры в воспитании и развитии личности дошкольника», «Без игры нет детства», «Почему дети разные?», «Кризис трех лет», «Влияние родительских установок на развитие детей», другие. Подготовлены памятки: «Мудрые советы и наставления», «Три способа открыть ребенку свою любовь», «Сюжетно – ролевые игры», папки – передвижки: «Адаптация детей к ДОУ», «Развитие мелкой моторики рук», «Уроки добра», анкетирование: «Оценка детей родителями». «Что нам мешает?» Проведены индивидуальные беседы.
Стараюсь активно участвовать в методической работе детского сада:
- выступала на педагогических советах с докладами по темам «Общение детей дошкольного возраста», «Роль игры в жизни дошкольника», «Развитие свободного общения дошкольников со взрослыми и сверстниками»;
- проведена консультация для педагогов по теме «Юмор, как средство борьбы с плохими привычками детей»;
- проведены открытые игры – занятия для коллег по темам «Морское путешествие», «В поисках сокровищ», «Путешествие в сказочный лес»;
- показан открытый момент по игровой деятельности «Мы играем».
- был проведен мастер – класс для коллег по теме «Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи».
- Оформлена папка по обобщению опыта работы.
Планирую в дальнейшем своей работе уделить еще больше внимание играм и игровым упражнениям, направленным на развитие диалогического общения.
Играют детишки: девчонки, мальчишки.
Кто куклой, кто мишкой, кто старой мартышкой,
Катают машинки, идут на банкет.
И партию в шашки, но скоро обед…
Поспят, на прогулку идут. И в футбол…
И снова забьют они мастерски гол.
В песочнице строят ходы и дворцы
И, кажется, нет конца у игры.
А когда они играют,
Сердце просто замирает.
Наши Саши, Дани, Тани,
Станут в будущем врачами.
Может в космос полетят,
Если только захотят.
А быть может на коллайдер
Их пропустят без преград.
Мы пока не знаем сами,
Кем же станут Вани, Тани,
Но хотим, чтоб все они
Стали добрыми людьми.
М. Менщикова
Список литературы:
О.А. Бизякова «Развитие диалогической речи в игре».
А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей».
Л.М. Шипицина О.В. Защиринская «Азбука общения».
Е.О. Смирнова «Межличностные отношения дошкольников».
О.А. Соколова «Мир общения».
О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи».
Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова «Ступени общения: от года до семи».
А.Г. Арушанова, Н. В. Дурова «Истоки диалога».
Е.И. Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре».
Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Психология общения в детском возрасте».
Н.А. Карпухина «Программная разработка образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация».
|