(из опыта работы)
- Бизимова Л.В., педагог-психолог высшей категории
- Фролова О.Е., воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ г. Иркутска детский сад №67.
Проблема сохранения здоровья дошкольников является актуальной. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья дошкольников. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества, является охрана и укрепление здоровья детей.
Психологическое здоровье — важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка. Общеизвестно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Поддержание и сохранение психологического здоровья, является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В. А. Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г. Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б. Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В. Дубровиной, В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой, Г.С. Никифорова, Д.Б. Эльконина и др.).
По О.В. Хухлаевой, под формированием психологического здоровья следует понимать создание возможностей психологически здорового функционирования детей через организацию их жизнедеятельности.
По мнению И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой и других исследователей, психологическое здоровье следует целенаправленно формировать. При этом особое внимание уделяется формированию внутренней картины здоровья, подразумевающей особое к нему отношение. Внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности, в активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. [9]
Современная система образования стала рассматривать как приоритетную проблему психологического и психического здоровья подрастающего поколения и искать пути ее решения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет ребенку более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Одним из способов формирования психологического здоровья детей в ДОУ выступает использование здоровьесберегающих технологий по развитию речи с использованием театрализованных игр.
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания, обучения детей и фактор сохранения психологического здоровья.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое развитие дошкольников по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.
Проанализировав предыдущий опыт работы, проводя обследования речи детей в группах младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, было установлено, что у 30% детей в нашем ДОУ не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, слабо развиты или отсутствуют коммуникативные навыки. И возникла необходимость использовать в своей коррекционно-развивающей работе методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр. В активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры — один из самых эффективных способов воздействия на детей.
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии речи детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него. Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех — пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Большое влияние на развитие детей оказывает театрально — игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию.
Рассмотрим классификации театрализованных игр. Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой — это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).
Театрализованные игры для детей дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления, основываясь на классификации режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров, предложенной Л.В. Артемовой:
- настольный,
- плоскостной,
- пальчиковый театр и варежковый театр,
- театр на ширме,
- театр игрушки,
- театр масок,
- бибабо,
- пальчиковый,
- марионеток,
- теневой,
- театр на фланелеграфе
- и др.
Есть и другие классификации театрализованных игр.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент неожиданности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Пальчиковый театр и варежковый театр — атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.
Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки.
Настольный театр игрушек — используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки — персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки.
Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме.
Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно — эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.
Необходимо учитывать принципы организации театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста. В ходе изучения методической литературы были выделены важнейшие дидактические принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Принцип психологической комфортности. Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества. Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип целостного представления о мире. Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
Принцип эвристичности. Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. При создании такой среды необходимо руководствоваться принципом эвристичности, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы. В эвристичной среде заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает ребенка к поиску. Eсли среда неисчерпаема, информативна, она даст возможность открытий (эврика – «Я нашел!»), удовлетворяет потребность ребенка в новизне, которая обнаруживается им по ходу действий.
Принцип единства. Процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.
Принцип отсутствия принуждения. Предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и руководстве ею исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.
Принцип поддержания игровой атмосферы. Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приемов.
Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесен и жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, па занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что содействует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей в школьные годы.
Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано — игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Остановимся на целях и задачах психолого-педагогической работы в организации театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
- Обогащать словарь детей, активизировать его.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами.
- Воспитывать положительное отношение к театральным играм.
Развивающие и воспитательные возможности театрализованной деятельности детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Важным компонентом в совместной работе педагога-психолога и воспитателя является организация предметно-развивающей среды для театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста в группе. Важным направлением, обеспечивающим организацию театрализованной деятельности, является правильно созданная предметно-развивающая среда, которая должна являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.
При создании предметно-развивающей среды в группе мы учитывали следующие принципы:
- Принцип интеграции означает, что материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
- Принцип открытости можно реализовать в разных направлениях: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «Я». Открытость обществу и открытость своего «Я» заключают в себе персонализацию среды каждой группы.
- Принцип гибкого зонирования — организация пространства с подвижными трансформируемыми границами зон, т.е. чтобы дети могли заниматься своим любимым делом, при этом, не мешая друг другу.
- Принцип полифункциональности ориентирован на то, что предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
- Принцип транформируемости, который связан с полифункциональностью, предполагает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Рассмотрим условия организации театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя. Нами были определены условия для развития и проведения театрализованной игры: определение места для игры; оснащение театрализованных игр, приобретение разнообразных театрализованных игрушек, обновление декораций и атрибутов.
Обогащение опыта детей в театрализованной деятельности предполагает определенную работу. Во-первых, с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу ( «Был сапожник? -Был. — Шил сапожки? — Шил»). Во-вторых, воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми. В-третьих, усиление серьезного внимания подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. В-четвертых, взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все виды ООД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности могут вноситься в содержание праздников, развлечений.
В нашей работе мы использовали такие методы и приёмы, которые предполагают создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций – моделей, в которых они будут осваивать способы художественно – творческой деятельности (метод моделирования ситуаций); которые предполагают введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса (метод творческой беседы); которые дают возможность будить воображение и мышление ребёнка путём ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Необходимо отметить, что мы так же использовали прямые (показ способов действий) и косвенные (побуждение ребёнка к самостоятельному действию) приёмы; приёмы, направленные на активизацию устойчивого интереса детей к окружающему, проявлению своих возможностей в активной игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности; на расширение кругозора; формирование игровых навыков, общих коммуникативно-речевых умений, самостоятельности.
Важным остается вопрос взаимодействия с родителями в организации театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста. Добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы: анкетирование, групповые собрания, консультации, оформление наглядной информации, фотовыставки совместных работ детей и родителей, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.
Развивающие и воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театрализованные коррекционно-развивающие занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы можно развивать речь и навыки театрально-исполнительской деятельности, способствовать созданию атмосферы творчества и социально-эмоциональному развитию детей. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.
Воспроизводя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные их черты: щедрость, доброту, смелость, хитрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребёнка, способствует его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей формируются личностные качества – выдержка, дисциплинированность, целеустремленность; нравственные – смелость, честность, доброжелательность и т. д. Безусловно, ребёнку с такими качествами легче найти друзей и адаптироваться в коллективе.
Тетрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованные игры и театрализованная деятельность также обладают огромным потенциалом формирования здоровьесберегающего пространства и здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста, стимулируя развитие психических процессов, создавая условия для познания окружающего мира и сохранения психологического здоровья. Формирование здоровьесберегающего пространства дошкольников с помощью театрализованных игр в целом представляет собой педагогический процесс, в котором постепенно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка.
В ходе проведённой педагогом-психологом коррекционно-развивающей работы, было установлены, что использование театрализованных игр и театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития у детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.
- Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С.66-70.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. — №3. – С.14-15.
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004. -№1.
- Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160с.
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. — №12. – С.43-47.
- Дошкольная педагогика: Учебник / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – Изд-во «Просвещение» — М., 1991.
- Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. — 256 с.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. № 11.
- Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. — №4. – С.105-112.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)
|