Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей.
В народе говорят, что театр начинается с вешалки, а дошкольное образование - с игры.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, они общаются с ровесниками, делиться своими чувствами, сопереживают им.
Вступая в мир детства вместе с детьми, мы педагоги дошкольного учреждения учим их правилам игры и многому можем научиться сами. И, несмотря на то, что игра основной вид деятельности дошкольника, ни каждая подобранная по возрасту игра, может помочь ребёнку овладеть речью. А при поступлении детей из дошкольного учреждения в школу важно, чтобы они имели грамматически правильную речь, свободно владели карандашом и ручкой, т.е. чтобы была развитая мелкая моторика рук и пальцев.
Работая в данной сфере 30 лет, заметила, что речь детей хорошо развивается в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность также позволяет решать многие педагогические задачи по вопросам воспитания и обучения детей.
Дети дошкольники как «губки», они «впитывают» в себя всё, что увидели и что их так заинтересовало. Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы героев, звуки их окружающие, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, ведь здесь каждый ребёнок может быть не только зрителем, но и артистом.
Выбранная роль и диалог персонажа, ставит ребёнка перед выбором, четко, ясно, понятно изъяснятся перед своими зрителями. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем. Во время подготовки детей к постановке произведения, идет активное развитие артикуляционного аппарата и постановка звуков, обогащение активного и пассивного словаря. В процессе работы над выразительностью речи персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
В театрализованных постановках дети отвечают на вопросы героев сказок и рассказов, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в них, живут их жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация, инсценировка или театральная постановка, представляет собой самый доступный и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Одновременно театрализованные представления прививают ребенку устойчивый интерес к родной культуре, театру, воспитывают у ребёнка художественно-эстетические чувства, формируют выразительность речи.
Выбрав тему по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» начинаю свою работу с детьми с малого. В младшем возрасте с детьми просто играю персонажами настольного кукольного театра. Порой дети не осознают своих действий, а выполняют их хаотично, так как в данном возрасте игры с предметами и манипуляция с ними, основной вид деятельности. На следующем этапе дошкольники, при моём содействии, изображают героев, с помощью имитации движений и возможно звукоподражаний. Когда дети начинаю говорить, они уже сами проговаривают часть слов совместно со мной. В средней группе дети уже осознанно изображают персонажей сказок, говорят их диалоги. Важно в данный момент педагогу не упустить попытки детей, а направить их нужное русло. В старших возрастных группах дети уже самостоятельно пытаются сочинить сказки и рассказы и инсценировать их. Во время инсценировки или драматизации дети более тесно начинают общаться между собой и с взрослыми.
Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по - своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое помогает ребёнку в развитии и активизации речи
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры или постановки раскованно и свободно. Также театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, а любимые герои становятся образцами для подражания.
|