Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

Царева О.В., воспитатель Саров 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Рябинка» (МБДОУ «Детский сад № 29»)

В последнее время на развитие речи детей влияет ряд негативных факторов: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок, редко слышит рассказы, сказки и потешки из уст своих родителей. Поэтому одним из своих направлений в работе по развитию речи детей раннего возраста я определила формирование и развитие детей через театрализованную деятельность.

 

Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, попевки, сказки. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления.

Актуальность: необходимость создания эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Театрализованные игры помогают создать ситуации, где даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

ФГОС ДО направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. По мнению Л.С. Фурминой, театрально-игровая деятельность детей, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) – предметные игры, и когда малыши сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль – непредметные игры. Прежде чем начать работать над этим вопросом, я изучила литературу (Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, В. Штерн, Л.С. Выготский, Л.С. Фурмина, О.А. Карабанова и др.) А также познакомилась с опытом коллег города и своего учреждения. Наметила для себя цели и задачи.

Цель: формирование интереса детей к театрализованной деятельности, обогащение пассивной и активизация разговорной речи воспитанников.

Задачи:

  • Вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Целенаправленно обогащать словарь детей, активизировать его; совершенствовать диалогическую речь
  • Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами куклами разнообразных театров, сюжетными игрушками, с авторскими пособиями.

Выделила следующие направления деятельности:

  • Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей
  • Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми
  • Профессиональное саморазвитие
  • Трансляция собственного педагогического опыта на МО воспитателей
  • Участие в сетевых педагогических сообществах

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. Участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в детском саду.

На первом организационно-подготовительном этапе я провела анализ имеющихся ресурсов, определила готовность родителей, как равноправных участников образовательного процесса.

Для реализации поставленной цели и задач, были созданы условия. В нашем детском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среде, которая, как того требует ФГОС ДО, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленную цель и задачи.

Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того, что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Считаю, что предметно-пространственная среда не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию.

Развитие речи детей происходит во всех видах деятельности для способствования повышению познавательного интереса у детей. Гибкому зонированию группы способствует ширма, ковролинограф, магнитный театр «Сказки», которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки на ковролинографе, использовать театр «живая рука», пальчиковый театр.

Итак, я использовала следующие виды театральной игры для детей раннего возраста:

  • Игры с авторскими пособиями: коврик-макет, развивающая книга «Совенок», сумочка-домик для куклы
  • Комплекс игр с применением

театральных атрибутов

  • Игры – драматизации
  • Коллективные задания -превращения
  • Игры в кукольный театр
  • Пальчиковые игры
  • Театрализованные действия

Индивидуальная работа построена на играх с дидактическими авторскими пособиями: авторская книга «Совенок», коврик-макет, пальчиковый театр из фетра. Сюжеты развивающей книги подбирала соответственно возрасту детей. Каждая страничка имеет свой сюжет, понятный ребенку. Самым важным в фетровых игрушках является огромный потенциал для сенсорного развития ребенка. Окружающий мир входит в сознание ребенка лишь через дверь органов чувств – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Игрушки из фетра способны одновременно активизировать различные каналы восприятия ребенка, включенные в игровую деятельность:

  • кинестетический — разнообразные тактильные ощущения от прикосновения с фактурой фетра (различная толщина, шероховатость, мягкость/жесткость);
  • визуальный — изучение цвета, знакомство с формой и размером с помощью фетровой игрушки;
  • аудиальный — сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью и изменением голоса (громкость, паузы, интонации).

Занятия с пособиями из фетра позволяют в игровой форме формировать различные познавательные функции, действовать с предметами, осуществляя театрализованную деятельность. Книга является «долгоиграющей», так как сначала мы развиваем работу пальчиков, а потом все эти действия идут фоном, ребёнок включается в ролевую игру. Как только ребёнок достигает возраста, когда у него накоплено достаточно опыта и обобщений, есть интерес, немного усидчивости, то в развивающую книгу можно включать сложные сюжеты. Элементы театрализованной деятельности начинаю вводить в образовательный процесс с первых дней пребывания детей в детском саду. Это простые игры — имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями, идут косолапые мишки) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), имитационные движения с элементами звукоподражания.

Для проведения игр – театрализаций подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. При необходимости текст можно адаптировать. Текст, произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Таким образом, проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр и упражнений. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Теремок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д.), пытаются передать характер героя мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем). Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.

Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций, но и формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал, одни и те же игры на разных занятиях

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Родители всегда охотно откликаются на наши предложения, и благодаря этому в нашей группе появляются новые игры и виды театров.

Наши родители с удовольствием приняли приглашение поучаствовать в семейной гостиной «Сундучок фетровых идей», целью которой было повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей, использования игр и игрушек, сделанных своими руками.

На заключительном этапе я обобщила и распространила накопленный опыт: поделилась им со своими коллегами, разместила в сетевых сообществах.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через театрализованную деятельность, является эффективной. Проводя работу, были достигнуты хорошие результаты. РППС группы пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Стали более активными и эмоциональными, богаче словарный запас. Повысился интерес к театрализованным играм. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению речевого развития с учетом ФГОС.

Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.

Просмотров: 729
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Рамазанова Рузиля Рафаильевна. Презентация «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Безбородова Оксана Александровна. Описание педагогического опыта на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Павлова М.Т.. Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста
  • Зайцева Надежда Сергеевна. Статья на тему: «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через включение их в театрализованную деятельность»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Кроль Надежда Ивановна. Перспективное планирование 'Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста'
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Ситнова Ольга Евгеньевна. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь