Развитие речи детей посредством театральной деятельности «Театр в гости к нам пришел» (Подготовительная группа)
Выполнила: Решетникова В. И
Вид проекта:
- по кол-ву участников – коллективный
- по приоритету метода-информационно-творческий
- по характеру участия ребенка — участник от зарождения идеи идет до получения результата
- продолжительности- средней продолжительности
Участники проекта: дети подготовительной группы «Радужки», их родители
Срок реализации: осенний период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Скачать: Развитие речи детей посредством театральной деятельности «Театр в гости к нам пришел» (Подготовительная группа) (презентация)
Проблемы: — Детская речь страдает скудностью, наличием слов повторов, длительными паузами — Дети имеют бедный словарный запас — Дети не ярко владеют своей речью, комплексуют использовать все возможности артистичного самовыражения — Дети испытывают затруднения в составлении последовательного рассказа — Недостаточно развит уровень навыков общения с социумом
Актуальность В связи с далеко шагнувшим техническим прогрессом, телевидение, интернет вытеснили интересы людей к чтению книг, любовь к театру, способность в повседневной речи использовать художественное слово. Отсюда и идет воспитательное значение художественной литературы, которая учит человека, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, т. К за фантастикой и художественным вымыслом скрываются реальные человеческие характеры и отношения. Поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.
Ожидаемый результатДети должны:-Проявлять любовь и интерес к художественным произведениям и театрализованной деятельности-Знать и называть прочитанные художественные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль-Владеть театральными навыками и уметь демонстрировать их-Уметь использовать средства выразительности-использовать в речи художественное слово-Уметь самостоятельно пересказывать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживиться в свою роль
Цель проекта:Обогащать и развивать связную речь детей средствами театрализованной деятельности
Задачи:
- Приобщать детей к высокохудожественной культуре
- Формировать запас литературных, художественных впечатлений
- Прививать интерес к театрализованной деятельности
- Научить детей последовательному составлению рассказа
- Объединить деятельность детей и родителей совместной творческой задачей в едином процессе
Задачи
- Приобщить к различным литературным произведениям
- Развивать умение использовать в художественном слове средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию движения)
- Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в создании художественных образов
- Воспитывать партнерские отношения между детьми в совместной деятельности
- Создавать развивающую среду, стимулирующую творческий настрой детей
- Помогать детям раскрыть и продемонстрировать свой творческий потенциал
- Помочь детям максимально ярко использовать свою речь не только в театральной жизни, но и в социуме
Предварительная работа: -Чтение х/л-Беседы-Просмотр детских фильмов и спектаклей
Образовательные области: -Познание-Коммуникация-Художественное творчество-Чтение х/л-Музыка-Здоровье-Безопасность
Этапы реализации проекта
I Этап подготовительный -Создать развивающую среду: подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу, подвижные игры, музыку, атрибуты для СРИ, сюжетные картины.-Подготовить материал для продуктивной деятельности.-Обсудить с родителями значимость данного проекта для их детей, для вовлечения их в общий процесс-составить тематический план
Развивающая среда
II Этап основной
- Формирование словаря детей за счет погружения их в художественную литературу
- Знакомство с писателями, поэтами и их произведениями
Д/И «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Скажи то же самое по своему», «Назови действие по разному», «Доскажи словечко» -Активизация речи детей за счет лексико-грамматических упражнений (словарная работа)
Скороговорки А. Шабулина «Шли бараны», «Коси коса», «У Ивашки рубашка», «Ловит рыбку рыболов», «Наш Полкан попал в капкан» и т. д. Хитрые задачки в стихах В. Голяховский «Потеряшки».-Развитие у детей звуковой культуры речи с использованием скороговорок, которые помогают детям преодолеть вялость и малоподвижность артикуляционного аппарата и выработать отчетливую и ясную речь
Д/И «Скажи пословицу используя 3 разные эмоции» (злость, радость, печаль). ДИ «Построй диалог», «Создай инсценировку ситуации», «Передай смысл отдельными средствами выразительности (интонация, мимика, жесты), «Образно говоря».-Вовлечь детей в процесс решения поставленных перед ними задач для улучшения своей речи через игровые ситуации, дидактические игры, тем самым способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Описательный рассказ по картине 1 Сентября
Достижение связной последовательной речи детей, за счет составления описательных рассказов по сюжетным картинкам, составление последовательных, содержательных пересказов за счет художественных произведений (используя репродуктивный с-б, опорные символы, картографические схемы, ориентированные схемы)
«Осенняя прогулка»
Описание сюжетных картин по общему плану.
Разучивание стихотворения по схематическим картам. Пушкин «Осень»; А. Некрасов «Славная осень»; А.Фет «ласточки пропали»; К. Бальмонт «Осень на дворе».-Достижение способности детей эффективно владеть совей памятью для качественного усвоения материала, используя при этом не только слух и зрение, но и способность к яркой ассоциации. Разучивая стих и отрывки из текстов художественных произведений
Басня «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов, сказка «О мертвой царевне…» А. Пушкин, «Яблоко дедушки Корнея» В. Сухомлинский, былина «Илья Муромец и соловей разбойник», сказка «Теплый хлеб» К. Паустовский-Приобщение детей к художественной литературе на основе материала художественных произведений, ознакамливая их с новыми интересными жанрами. Тем самым напитывая детей художественным словом. -Организация детских продуктивных творческих работ для углубления творческого потенциала детей
Д/И «Кукольный театр», сказка «Старик годовик В. Даль; рассказ «Очень вредная крапива Э.Шили, рассказ «Музыкант» В. Бианки-Вовлечение детей в театральную деятельность. Совершенствуя умение детей пересказывать сказку или рассказ «в лицах» (по ролям). Параллельно раскрывая их артистические способности. Умение входить в тот или иной художественный образ
Подготовка осеннего музыкального спектакля по мотивам басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» -Ознакомление с продуктом проектной деятельности, сценарием спектакля с участием детей. Знакомство со сказочными героями данного произведения, распределение ролей.
Демонстрация костюмов к спектаклю-Вовлечение родителей в процесс изготовления костюмов и декораций для спектакля. Включение их в совместную с детьми работу по разучиванию роли.
III Этап заключительный -Организация и представление на зрительский суд конечного основного продукта, проекта детского музыкального спектакля. (В данном случае на базе осеннего балла был поставлен музыкальный спектакль по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)
Главной оценкой эффективности данного проекта является результат участия в фестивале «Театральная весна-2016, где мы стали лауреатами значимых для нас номинациях «Искусство выразительного чтения» и «Лучшая художественная постановка
Творческие работы:
1)Новогодняя постановка музыкального спектакля «Вовка из тридевятого царства»
2) Постановка современного, посвященного Дню 8 марта «Космическое путешествие»
3) Постановка совместной с родителями инсценировки номера на военную тематику, посвящённую «Дню победы «Как родная меня мать провожала»
Примечание:Каждое занятие для активизации фантазии и воображения ребенка завершаем продуктивной деятельностью (рисунки, аппликац., лепка, конструкции и т. д, связанные с осенней тематикой.)
Особенности проекта:В том что его можно использовать не только в представленном осеннем периоде. Он так же свободно может модифицироваться в любой сезонный период. Поскольку он имеет закономерную отработанную систему развития речи с углубленным акцентом на сезонную тематику:1) Формирование словаря детей с учетом сезонной тематики2) Грамматический строй речи с использованием лексико грамматических упражнений3)Звуковая культура речи4) Связная речь5)Качественное использование памяти6)Приобщение детей к художественной литературе7) раскрытие театральных возможностей детей8)Получение конечного продукта (постановка спектакля, связанного с сезонной тематикой
В процессе осуществления проекта были достигнуты желаемые результаты через следующие образовательной области:Познание:-Дети расширяли знания о писателях, поэтах и их литературных произведениях-У детей сформировалась модель правильного и грамотного использования связной речи-Дети познакомились с театрализованной деятельностью и открыли в себе новые возможности.НОД- дети рассмотрели разные иллюстрации и сюжетные картины, связанные с осенней тематикой
Художественное творчество: -У детей развилось эстетическое восприятие и вкус, способность передавать в своем творчестве, настроение, собственное видение, возможность выплескивать свою фантазию в работах-Дети усовершенствовали свои технические навыки рисования, лепки, аппликации, художественного труда-Развили способность сочетать различные материалы в своих работах для большей выразительности-Получили возможность самостоятельно создавать сложную композицию в своем творчествеДети стали более активно проявлять свои художественно –творческие способности
Коммуникация: -Дети узнали и познакомились с актерской профессией-Дети расширили и обогатили свой словарный запас и стали более подкованы в общении с окружающими-Получили навыки правильного общения, используя практически свой сформированный словарьНОД- разучили разные стихотворения связанные с осенней тематикой
Чтение Х/Л: -Дети расширили свое представление о театрализованной деятельности через художественные произведения: рассказы, сказки, басни, стихи и былины-У детей появился интерес к чтению
Музыка: Дети обогатили свои впечатления через слушание музыкальных произведений в режимных моментах, в НОД.-Дети создавали образы литературных героев через разучивание песен
Здоровье, безопасность: -Было обеспечено сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей-использование динамических пауз и физминуток в образовательном процессе-Дети с большим удовольствием участвовали в интересном спектакле, что создавало здоровый микроклимат между ними и способствовало хорошему настроению
Социализация: -Дети стали более уверенны в себе через публичные участия их в городских конкурсах, где они активно проявили свои театрализованные способности-Получали навыки положительного отношения к окружающим, терпимость к детям и взрослым через партнерскую работу — Дети избавились от комплексов за счет полученных знаний и навыков владения связной речью, стали более активны и контактны со сверстниками и другими окружающими
Совместная работа с родителями: -Была получена помощь в сборе полезной информации-Помощь в подборке художественной и познавательной литературе-Помощь в изготовлении костюмов для спектакля-Помощь в изготовлении декораций для спектакля-Совместное разучивание ролей-Произошло сближение родителей и детей в процессе совместной работы
Спасибо за внимание!
Воспитатель:Решетникова Виктория Имрановна
|