Автор:
воспитатель ЧДОУ «Детский сад № 93 ОАО «РЖД» г.Тихорецк, Краснодарский край Борисенко Татьяна Викторовна
Занятия изобразительным искусством (рисование, лепка, аппликация) – это особые занятия. И требования к ним особые- они должны строится по законам искусства и решать задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.
Скачать конспект
Искусство предполагает прежде всего духовное общение. Ведь неспроста в современной педагогике ставится задача необходимости сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка. Занятия искусством немыслимы также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова воспитателя, его диалогов с детьми, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, а также использование выразительных средств художественных материалов.
Гуашь, акварель, карандаш, пастель, глина, солёное тесто, пластилин, тушь — каждый из этих материалов обладает своими эмоционально-образными возможностями. Знакомя детей с различными художественными материалами, мы должны научить не только узнавать их по внешним характерным признакам, но прежде всего, эстетически воспринимать легкую прозрачность акварели, эластичность пластилина, трепетную нежность пастели и т.д. Нужно научить детей создавать образ, используя выразительные особенности материала.
В то же время художественный образ дается в виде индивидуального конкретного изображения. Объективной основой художественного творчества является изображение реального мира. Но есть и субъективная сторона — отношение художника к изображаемому. Художник не просто изучает и отражает мир: в образ он вкладывает свои эмоции, чувства, благодаря чему этот образ может волновать и других людей.
Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе дошкольник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.
Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы ребёнка должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И. Е. Репин писал: “И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения”.
Творческий процесс у каждого ребенка своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе.
Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности.
Третий этап — реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы.
Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости — в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.
Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных.
Познакомившись со многими цветами, дошкольники часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски, так как вначале ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может иногда противоречить характеристике образа.
Постепенно дети отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы — в темные.
Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком.
Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего дошкольного возраста доступно изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.
Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, слабо овладевших изобразительными навыками.
Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво.
Вся композиция рисунка дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен.
Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей.
Развитие способностей и творческого начала у дошкольников являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью.
Разнообразие материалов и техники будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение детей.
Основная задача изобразительной или художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир и научить детей смело выражать то, что они чувствует изобразительными средствами.
Знакомя дошкольников со средствами выразительности в изобразительной деятельности, часто воспитатели ограничиваются цветом, формой, иногда линией. Но, чем шире представления о возможностях изображения, тем целостнее представление об окружающей действительности. Однако, знакомя со средствами выразительности, мы соблюдаем все те же дидактические принципы: должно быть доступно, интересно, развивающе.
Современный подход к развитию детского творчества предполагает предоставление ребёнку свободы выбора средств изображения во всех видах продуктивной деятельности. Однажды мы провели эксперимент: без предварительной системной работы предложили детям подготовительной группы изобразить кошечку любыми имеющимися изобразительными средствами и любыми способами: рисованием, аппликацией, лепкой или смешением способов (коллаж). И в процессе работы детей выясняли: почему ребенок выбрал именно этот материал. И многие из ответов были такими: "Потому, что я всегда рисую фломастерами", "Маша взяла и я как Маша", "Просто мелки тут лежали". И сразу стало понятно: любое изобразительное творчество должно основываться на знании возможностей материалов, умении определять и использовать их качества.
С этой целью мы провели дидактическую игру, которая позволяла сопоставить качества материалов с внешними признаками задуманного персонажа.
Подобрали разные ткани, мех, фольгу, бумагу и др.
И предложили детям в прорезанные контуры разных изображений подставлять разные материалы и обсуждали, был ли выбор удачным, что в нем схоже с персонажем, каких качеств материала не хватает и т. п.
Затем достаточно только картинок с разными предметами и набора материала для визуального и тактильного обследования и соотнесения с образом.
После подобной предварительной работы, которая позволит ребенку подходить к выбору материала осознанно, можно предоставлять полную свободу выбора без лишних пояснений и контроля. И дети удивят вас своими интересными творческими проявлениями!
Примеры работ «Рыбка» в анималистическом жанре
|