Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида
Руина Ольга Николаевна Воспитатель 1-й квалификационной категории Комсомольск-на-Амуре
Современные научные представления о раннем возрасте, уникальности первых лет жизни ребёнка, исключительной зависимости качества их проживания от социальных условий и окружающей среды подводят к необходимости решать проблемы раннего детства на качественно новом уровне.
Одним из важнейших аспектов этого уровня является необходимость тесного, творческого взаимодействия родителей и педагогов, которым они доверяют своего малыша. Организовать это взаимодействие, наполнить его реальным содержанием должен воспитатель. Всё чаще родители отдают ребёнка в группу раннего возраста в полтора года, когда у него ещё нет никаких навыков познания окружающего мира, да и сам мир ограничен ближайшим окружением и более-менее обширным набором стандартных игрушек. В таких условиях чувственный опыт малыша крайне незначителен, не запущены механизмы восприятия окружающего мира. А ведь от того, как ребёнок слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Скачать конспект
Дошкольное образование детей раннего возраста в условиях ДОУ становится всё более востребованным, оно вполне соответствует тенденциям развития образования, когда от педагогов-дошкольников требуется помочь становлению личности посредством грамотного и эффективного использования многообразной развивающей среды. Для малыша 1-3 лет эта среда включает в себя общение с взрослым и предметное окружение, которое ему предстоит освоить и осознать с помощью и во взаимодействии со взрослым. Педагог поэтапно и последовательно, с учётом индивидуальных особенностей детей, их возрастных возможностей формирует у них обследовательские, а в дальнейшем — исследовательские навыки, «включает механизмы» восприятия, с которого и начинается познание окружающего мира. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, даёт ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Поэтому восприятие через сенсорное развитие необходимо тренировать, развивать и направлять, добиваясь его точности и гибкости.
По мнению многих исследователей, сенсорное воспитание является основой умственного, эстетического, физического и эмоционального развития подрастающей личности. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Само освоение речи также имеет сенсорные основы.
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок уже второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
В нашей работе с малышами нашли своё отражение все основные принципы, определяющие эффективное личностное развитие ребёнка через деятельность в развивающей среде с помощью педагога: систематичность, последовательность, индивидуально-дифференцированный подход, взаимодействие с родителями, наличие ожидаемого результата, учёт возрастных возможностей; разнообразие методов и приёмов; возможность творческого подхода к делу и т.д. Важнейшее условие сенсорного развития – обучение в форме игр-занятий с помощью дидактических игрушек и материалов. Для этого вместе с родителями приобрели, разработали и изготовили разнообразный дидактический материал для развития у детей раннего возраста сенсорных способностей.
В изготовленном дидактическом материале широко представлены свойства и качества предметов – цвет, форма, величина. Размеры дидактических пособий соответствуют возрастным особенностями и возможностям; предусмотрели достаточное количество деталей (четыре-пять каждой разновидности для каждого ребенка); дидактический материал позволяет использовать его вариативно.
Ознакомление с цветом
- Учим малышей находить предметы определенного цвета
- Учим детей рисовать и раскрашивать предметы, цвет которых никогда не меняется (огурец, морковка, солнце)
- Учим малышей сортировать предметы быта по цвету
- Знакомим детей с новыми цветами (голубой, оранжевый, белый, черный)
Например: занимаем малыша такой игрой: предлагаем ему разложить разноцветные крышки по разным баночкам.
или посадить грибочки на свою полянку
Учим детей использовать названия цвета для сравнения между собой
Накапливаем у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами.
Закрепляем умение группировать и соотносить по цвету однородные предметы.
- Учим различать цветовые тона путём сравнения их друг с другом и прикладывая к образцу
- Учим чередовать предметы по цвету.
- Учим группировать предметы определённого цвета; развиваем умение обобщать предметы по признаку цвета.
- Учим устанавливать связь между цветовыми тонами и их названиями, развиваем целенаправленное внимание
Ознакомление с формой
Знакомим детей с формой предмета, учим выполнять простейшие действия
Учим сравнивать предметы по форме
Знакомим со сложными формами (многоугольник, ромб, трапеция, полукруг)
Учим узнавать геометрические формы, и находить нужную.
Продолжаем знакомить с предметами различной формы и величины, учим соотносить детали.
Учим приёмам зрительного обследования формы в усложнённых условиях.
Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме.
Ознакомление с величиной
Учим сравнивать предметы по величине, устанавливать их сходство и различие.
Учим собирать пирамидку из 4 – 5 колец, последовательно уменьшающихся в размерах.
Учим приёмам осязательного обследования величины предмета, развиваем познавательную активность.
Закрепить умение группировать разнородные предметы по величине.
Уточняем понятия «большой» и «маленький».
Обучаем называть игрушки, выделяя их основное качество – размер.
Знакомим с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.
Учим сравнивать и различать предметы по величине путём прикладывания их друг к другу, развивать глазомер.
|