Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»

Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается.

Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств – это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

 

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

  • Предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.
  • Обучить перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.
  • Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознанно — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлениях в различных ситуациях.

Эстетическое развитие – помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными. Пять органов чувств – это пять каналов получения информации о мире вокруг. Обратите внимание, что сенсорные ощущения могут быть как «чистыми», то есть иметь один канал восприятия (например, картина воспринимается только зрением, а музыка по радио – только слухом), и смешанными, когда одновременно задействованы несколько каналов восприятия (например, при просмотре видео задействованы и зрение и слух).

Более подробно мы остановимся на развитие зрительного восприятия.

Зрение — одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет видеть и воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира. В рамках сенсорного развития детей дошкольного возраста изучаются отдельные внешние свойства предметов и явлений — свет, цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве.

Цель данной темы — обратить внимание малышей на свет и тьму. Со светом и темнотой дети каждый день сталкиваются в жизни, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обратив внимание детей на свет и темноту, а также различные степени их насыщенности, мы можем обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представления о мире вокруг. Мы разговариваем с детьми о том, когда и где бывает темно или светло, каким бывает свет, когда темнота и свет естественные, а когда искусственные. Кроме этого, такие занятия и игры помогут малышам более лояльно относиться к темноте. Маленькие дети часто бояться темноты, страшатся войти в темную комнату, а веселые игры помогут если не полностью преодолеть, то по крайней мере уменьшить такие страхи. А при достаточной тренировке занятия помогут малышам не теряться, лучше ориентироваться в темноте.

Следует учитывать, что свет и тьма не могут быть выделены практическим путем, как, например, форма или величина, а определяется исключительно посредством зрения. Для выполнения заданий потребуется внимание детей, педагог помогает увидеть по-новому явления, которые постоянно присутствуют в жизни, но перестают замечаться, воспринимаются неосознанно.

Описанные ниже задания лучше проводить в виде коротких игр

в свободное время, во второй половине дня.

Задание 1. Лампочка, гори!

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.

Ход. Малышам нравится такая простая игра: включать

и выключать свет (люстру, торшер, настольную лампу), нажимая на выключатель. Сначала взрослый помогает малышу нажимать на выключатель света, затем малыш нажимает выключатель самостоятельно. Результат таких действий нужно озвучить.

В з р о с л ы й. Есть свет! Нет света… Лампочка, гори! Как

стало светло! Ой! Темно...

Задание 2. Гуляем в темноте!

Цель занятия. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о темноте.

Ход занятия. После наступления темноты (такие занятия удобнее проводить в зимнее время суток, когда день короткий), предложите детям погулять в темноте.

В з р о с л ы й. Давайте погуляем в темноте! Это совсем не страшно.

Можно ходить в темноте, держась за руки. После того, как глаза детей привыкли к темноте, можно попросить их рассказать, что они видят, найти в темноте друг друга и взяться за руки.

Задание 4. Пляшущие тени

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.

Ход. Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду воспитатель обращает внимание малышей, что их тела отбрасывают тени на земле. Можно предложить подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности), следя за тем, как тень на асфальте повторяет все движения.

Задание 5. Солнечный зайчик

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.

Ход. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как «солнечный зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на стул и т.д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать «солнечного зайчика». При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее.

В з р о с л ы й. Посмотрите, по стене прыгает солнечный зайчик! Давайте

поймаем солнечного зайчика — накроем его ладошкой: оп!

Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не натыкались на мебель

и другие предметы. Если малышам понравилась игра, можно предложить кому-нибудь из детей сделать «солнечного зайчика», а воспитатель вместе с остальными малышами будет его ловить.

Поймай солнечного зайчика!

Задание 6. Тени на стене

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.

Ход. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену (лучше, если стена светлой однотонной окраски). При помощи кистей рук в луче лампы вы получите на стене тень дерева, лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Фигуры из рук могут быть статичными или подвижными. Можно

предложить детям поэкспериментировать и придумать свои собственные фигуры (даже если полученная фигура не очень узнаваемая, все равно следует похвалить ребенка за старание и предложить пояснить, что именно у него получилось).

Можно для получения тени использовать различные предметы и игрушки, только при этом тень должна быть узнаваемая. А можно придумать несложный сюжет и организовать целый театр теней, для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Задание 7. Путешествие с фонариком

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете и темноте.

Ход. Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Сначала фонарик в руке у взрослого, который ведет детей за собой, освещая путь, заглядывая лучом фонаря внутрь шкафа, под диван, в темные углы и закоулки. Затем фонарик передается одному из детей, который ведет остальных за собой.

В з р о с л ы й. Вот в комнате стало темно — ничего не видно…Что же делать? Сидеть на месте не хочется… У нас есть электрический фонарик! Давайте путешествовать по комнате с фонариком — он будет освещать нам путь! Давайте вспомним правила пользования фонариком: включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться

Свети, фонарик!

Задание 8. Свеча в темноте

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете, темноте, полумраке.

Ход. После наступления темноты установите на столе высокую свечу в подсвечнике и зажгите ее на глазах у детей. Предложите детям понаблюдать за огоньком свечи. Также можно походить с зажженной свечой по группе, освещая путь. Обратите внимание малышей, что со свечой в комнате стало светлее. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. Такую игру можно повторить не-

сколько раз подряд.

В з р о с л ы й. В далекие времена не было электричества и по вечерам люди зажигали свечи, чтобы осветить свое жилище. Давайте и мы зажжем свечу! Как уютно стало в комнате при свете свечи, правда? Во время этой игры не забывайте об осторожности: попросите детей не приближаться близко к пламени свечи, не наклоняться над ней, не прикасаться руками, внимательно следите за соблюдением этих мер безопасности! После окончания игры свечу

и спички уберите в недоступное для малышей место.

Гори, свеча!

Занятие 9. Задуй свечу!

Цель. Развитие зрительных ощущений; формирование представлений о свете, темноте, полумраке.

Ход. Установите на столе свечу и зажгите ее, проследите за тем, чтобы свеча располагалась удобно — на уровне лиц детей. Предложите детям понаблюдать за пламенем свечи, а затем задуть ее. Можно предложить детям задувать свечу по очереди (для чего педагог зажигает свечу несколько раз).

Затем организуйте игру — «День рождения Мишки». Для этого заранее приготовьте зефир либо пастилу, и воткните в него одну или несколько праздничных свечек. Обыграйте ситуацию: вместе с детьми «накройте на стол» (используйте кукольную посуду), «пригласите гостей» (используйте кукол и мягкие игрушки), спойте песенку. Затем выключите свет и торжественно внесите «праздничный торт» (зефир со свечками), все вместе задуйте свечи.

Задание 10. Бенгальские огни

Цель. Развитие зрительных ощущений, формирование представлений о ярком свете, об искрах.

Ход. Игру с бенгальскими огнями хорошо устроить на какой-нибудь праздник — Новый год, день рождения — что поможет создать праздничную атмосферу. Но можно зажечь для детей бенгальские огни и в обычный день.

Воспитатель зажигает палочку бенгальского огня и предлагает детям понаблюдать за яркими искрами, которые разлетаются в разные стороны. Зимой вечером на улице можно устроить красивое зрелище — воткнуть бенгальские огни в снег или фигуры из снега и поджечь их.

В з р о с л ы й. Посмотрите, как красиво горят бенгальские огни: вокруг рассыпается множество ярких искр! Ура!

Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности: дети должны находиться на достаточном расстоянии от бенгальского огня. После игры следует убрать бенгальские огни и спички в недоступное для малышей место.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Только постоянно играя с детьми, мы сможем развить его способности. Это поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.

Просмотров: 1061
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Бондаренко Виктория Сергеевна. Сценарий познавательно-интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Засветись» в темноте и стань заметным на дороге» «КОСМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ»
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна. Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Федорина Наталья Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Попова Анна Игоревна. Конспект. Занятие по разделу: «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» Тема: Нервная система и органы чувств.
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Блинова Ольга Анатольевна. Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Выжанова Людмила Николаевна. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОС ДО»
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Алексеева Наталия Виталиевна. Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование математических представлений у детей с ТНР»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь