Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

1. Двигательная природа музыки.

Музыка развивается во времени и обладает движущейся природой. Для ее восприятия необходим определенный комплекс музыкальных способностей: восприятие высоты звуков, метрической пульсации, ритма, темпа, характера, динамики музыкального произведения.

Музыкальное восприятие у человека сопровождается изменениями мышечного тонуса. Психомоторные движения человека отличаются целостностью: самые тонкие микродвижения (пальцев) направляются более крупными мышцами и фактически всегда связаны со всей мышечной системой человека. На основе активной мышечной деятельности осуществляются все познавательные процессы. В движениях под музыку наиболее важны смысловые координации, выразительные движения, которые устанавливают связь между слуховым восприятием музыкального образа и исполнительными органами. Здесь следует подчеркнуть двухстороннюю связь между движениями конечностей тела и мозгом.

Единство музыки и художественного движения – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движения. Так, влияя друг на друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координации, музыкальной памяти, развивают эстетический вкус, а двигательные импровизации воспитывают свободу воображения, фантазии, учат воспринимать музыку, как целостный музыкальный образ.

  Скачать: Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста (полный конспект)

2. Типы звуковедения в музыке и двигательное моделирование как способ их отражения в различных видах музыкальной деятельности.

Как известно, внимание у детей дошкольного возраста непроизвольное, его необходимо специально организовывать приемами наглядного обучения, что способствует развитию произвольного внимания. Естественной формой наглядности может стать двигательное моделирование, опирающееся на основные средства музыкальной выразительности. В основу движения положен жест, отмечающий равномерную пульсацию. Он показывает темп произведения (скорость показа движения), общий характер произведения (плавное или отрывистое движение), регистр (высотное положение рук).

Существует три основных типа движений и три способа звуковедения: легато – плавно, стаккато – отрывисто, маркато – подчеркнуто, тяжело.

Освоение детьми практического материала идет в разных вариантах: соединение пения и движения, движения с игрой на ДМИ и т.д.

Педагог дает задание по степени сложности, учитывая возможности каждого ребенка, используя дифференцированный метод обучения, постепенно активно направляя процесс музыкального развития детей.

Таким образом, разнообразные виды музыкальной деятельности, используемые на занятии (музицирование вокальное и инструментальное, восприятие музыки) объединяются с помощью наглядности двигательного моделирования, отражающего основные средства музыкальной выразительности. Процесс обучения на занятии, в результате, идет активно и целенаправленно.

3. Средства музыкальной выразительности как образный язык музыки.

Музыкальный образ создается в результате взаимодействия и синтеза всех средств выразительности (регистр, динамика, темп, лад, тип звуковедения). Все знания детям даются в опоре на музыку, а использование в обучении наглядных приемов, музыкально-дидактических игр, облегчает усвоение этих знаний, заинтересовывает детей, а также придает обучению проблемный характер.

Умение правильно проанализировать музыкальное произведение и использование полученных знаний в исполнительской деятельности является непременным условием в обучении ребенка музыке.

Освоение материала идет через музыкально-дидактические игры, оразные упражнения и образно-ролевые игры, пение, двигательное моделирование и игру на ДМИ.

При подготовке к анализу произведения следует брать небольшие произведения, или отрывки с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности, подбирая музыкальный материал от простого к сложному: например:

Тема

Основные требования

Приемы

Речевая компетентность

Примерный репертуар

  1. Двигательная природа музыки. Способы звуковедения
    1. Стаккато
 

1.Метрическое тактирование на стаккато – отрывистые, четкие взмахи каждой и обеих рук сверху вниз в условно выбранном положении рук на уровне груди.     2.Свободное передвижение в пространстве, на основе типов звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного типа звуковедения. Жест: четкое, отрывистое движение рук.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным.

1. Четкое, отрывистое легкое движение звуков (стаккато)

1. Д. Кабалевский, Ежик.

С. Майкапар, Дождик.

А. Руббах, Воробей

  1. Легато

1.Метрическое тактирование на легато – плавное, мягкое покачивание каждой и обеих рук из стороны в сторону в условно выбранном положении рук на уровне груди.

2.Свободное передвижение в пространстве, на основе типов звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.  

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного типа звуковедения. Жест: плавное, мягкое движение рук.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным

2. Плавное, мягкое, слитное движение звуков (легато)

2. С. Майкапар,

Колыбельная,

Облака плывут,

Сказочка.

Н. Стоянов, Снежинки.

  1. Маркато

1.Метрическое тактирование на маркато – тяжелое, подчеркнутое двжение каждой и обеих рук сверху-вниз в условно выбранном положении рук на уровне груди.

2.Свободное передвижение в пространстве, на основе типов звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.  

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного типа звуковедения. Жест: подчеркнутое, плотное, тяжелое движение рук.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным.

3. Тяжелое, плотное, подчеркнутое движение звуков (маркато)

3. Л. Игнатьева, Снеговик. Слон.

С. Галынин, Медведь.

И. Арсеев, Маленький марш

  1. Средства музыкальной выразительности.
 

1. Отметить жестом способ звуковедения (стаккато, легато, маркато) в соответствии со скоростью движения – темпом (быстро, умеренно, медленно).

2. Изменять скорость показа жеста при смене темпа. Разное сочетание.

3. Свободное передвижение в пространстве, на основе типов мелодического звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.  

1. Двигательное моделирование. Показ.

2. Соединить в жесте характерные особенности звуковедения и скорость движения.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным.

1. Стаккато – быстро, умеренно, медленно.

2. Легато – умеренно, медленно.

3. Маркато – умеренно, медленно.

1. Л. Игнатьева, Колокола звонят (медленно + маркато).

2. С. Майкапар, Мотылек (быстро + стаккато).

3.С. Майкапар, Сиротка (умеренно + легато).

 

1.Воспроизведение разных типов мелодического звуковедения (стаккато, легато, маркато) с различным высотным положением рук, определяющим регистр звучания: высокий – на уровне головы, средний – на уровне груди, низкий – на уровне пояса.

2.Воспроизведение в разных вариантах.

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного жеста, определяющего регистр звучания.

3.Соединение в жесте: тип мелодического звуковедения и изменение регистра (различное высотное положение рук).

1. Стаккато – высокий, средний, низкий.

2. Легато – высокий, средний, низкий.

3. Маркато – высокий, средний, низкий.

1. Л. Игнатьева, Слон (низкий регистр +   маркато).

2. С. Майкапар. Полька (высокий регистр + стаккато).

3. Д. Штейбельт, Адажио (средний регистр + легато).

 

1.Воспроизведение разных типов мелодического звуковедения (стаккато, легато, маркато) с изменением амплитуды взмаха, определяющем динамику звучания в условно выбранном положении рук на уровне груди: сильный – громко, слабый – тихо..

2.Воспроизведение в разных вариантах.

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного жеста – более или менее интенсивное движение рук, определяющего силу звучания.

3.Соединение в жесте: тип мелодического звуковедения и силы звучания).

1. Стаккато – громко, тихо.

2. Легато – громко, тихо.

3. Маркато – громко, тихо.

1.С. Майкапар, Эхо в горах (громко, тихо + маркато).

2. Ж. Металлиди, Мой конь (громко, тихо + стаккато).

Просмотров: 707
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Проект 'Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование'
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Олейник Светлана Валерьевна. Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. План-конспект занятия по художественно-эстетическому творчеству и развитию мелкой моторики рук «Пуговицы на картине»
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Калашникова Татьяна Николаевна. Методика обучения играми на плоскостное моделирование.
  • Ирина Дудорова. Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП и нарушениями ОДА
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Нестерова Ольга Владимировна. Участие первичной ветеранской организации МДОУ ДС ОВ №404 в нравственно-патриотическом воспитании у детей старшего дошкольного возраста через средства музыки.
  • Денисова Татьяна Викторовна (П. Адамовка). Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь