Пузанова Светлана Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Одним из приоритетных направлений нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня стоит острая необходимость взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной линии, охраны и укрепления здоровья детей.

В законе «Об образовании в РФ» (Закон 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.) статья 41 посвящена охране здоровья обучающихся. В статье 64 «Дошкольное образование» пункте 1 говориться о том, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [3, с.60]

 

Первой задачей, заявленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). [8, с.3]

В настоящее время перед педагогами, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии.

Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.

В основе работы с воспитанниками нашего дошкольного учреждения лежит здоровьесберегающий принцип. Одной из главных задач является — создание условий для сохранения здоровья детей.

Использование в процессе воспитания и обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшении психического состояния и физического здоровья дошкольников.

Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных затрат, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем.

Наша задача – помочь ребёнку научиться осознанно относиться к своему здоровью; развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием; дать представления о составляющих здорового образа жизни, в том числе и о влиянии музыки на здоровье человека.

Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. [10]

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство.

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. [2]

О целебных свойствах мелодии знали ещё в древности на Руси. Церковные песнопения, народные песнопения, обрядовая музыка – все это было не только средством самовыражения, но и средством исцеления.

Музыка окружает нас с самого рождения. Она создает настроение, сопровождает праздники и будни, веселит и расслабляет, В последнее время интерес к музыке повысился из-за ее благотворного, даже лечебного воздействия на организм. Ученые исследовали физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыку, обосновали ее значения как средства против стрессов и усталости, повышающего жизненный тонус, работоспособность и иммунитет. [9]

Вопрос о влиянии музыки на здоровье человека возник у ребят не случайно. После прослушивания музыкальных произведений с детьми проводились беседы, в ходе которых звучало, что музыка положительно влияет на здоровье человека. Ребята задавали вопросы «Как влияет музыка на здоровье человека?», «Какая музыка помогает нашему здоровью, а какая вредит?», «Какую музыку нужно слушать, чтобы былое хорошее настроение?».

Ребята предложили подобрать музыкальные произведения, которые положительно влияют на здоровье человека и организовать «музыкальную аптечку».

Мы решили поддержать желание и инициативу детей. И стали собирать информацию о влиянии музыки на здоровье человека. Интересную информацию мы находили из разных источников:

  • беседовали с родителями о том, какая музыка и как влияет на их настроение, самочувствие

- использовали современные информационные технологии (интернет): оказалось, что огромное количество людей интересуется этой информацией.

У нас в детском саду много детей. Все девчонки и мальчишки разные по характеру. Когда мы встречаемся по утрам, у них не всегда бывает хорошее настроение.

Как музыка может помочь ребятам справится с плохим настроением и поведением? Да, и вообще, как музыка влияет на здоровье?

Нам стало интересно, какая музыка влияет на наше здоровье положительно? И решили провести исследования среди детей.

  • Мы слушали музыку разных направлений: классическую музыку, колыбельные песни, звуки природы и современную рок – музыку. И после прослушивания, просили ребят рассказать, как музыка повлияла на их самочувствии, настроение, чувства и эмоции.

Все полученные результаты мы заносили в таблицу. Положительное воздействие музыки на самочувствие и поведение детей будет представлять — Арлекин, а негативное, отрицательное – Пьеро.

Если самочувствие, настроение ребят улучшалось – то они показывали карточку с изображением Арлекина. А если, детям становилось грустно, некомфортно, их настроение ухудшалось, то они показывали карточку с изображением Пьеро.

Оказалось, что классическая музыка, колыбельные песни и звуки природы доставили ребятам больше радости, хороших впечатлений. Поэтому в таблице в нужную клеточку мы поместили Арлекина.

А вот рок – музыка так встревожила наших друзей, что мы ещё долго не могли успокоить ребят. В таблице мы это отметили, прикрепив карточку с изображением Пьеро.

  • После рок – музыки сердечки детей очень сильно и быстро бились.

Тогда ребята предложили помереть пульс, как мы мерили его после

физкультурных занятий при помощи детского тонометра.

Мы знаем, что пульс детей старшего дошкольного возраста 80-90 ударов в минуту и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка,

а после прослушивания рок – музыки увеличился на 25единиц и стал 105 ударов,

После прослушивания классической музыки и звуков природы – пульс ребят 87 ударов в минуту.

Значит, классическая музыка полезна для здоровья.

  • После прослушивания музыки мы предлагали ребятам выбрать цвет, который больше подходил к каждой музыки. После прослушивания классических музыкальных произведений ребята выбирали светлые тона – зелёный, жёлтый, синий, белый, а вот рок – музыка вызвала у них ярко красный и чёрный цвета.

Значит классическая музыка, колыбельные песни и звуки природы создают хорошее настроение и положительно влияют на наш организм.

  • Изучив литературу, мы узнали, что классическая музыка помогает при игре в шахматы. Наши дети любят играть в шахматы. Мы решили проверить так ли это и предложили им играть под музыку Моцарта и под музыку в стиле — рок. [4]

Полученные результаты мы занесли в таблицу и сделали вывод:

Ребятам было приятно, и слушать музыку Моцарта и легко играть в шахматы, а вот современная рок – музыка мешала думать и отвлекала их.

Ну и, конечно, мы решили проверить, какая музыка помогает уснуть и сладко спать. Ведь спокойный и крепкий сон просто необходим для здоровья растущего организма детей.

  • Когда ребята ложились спать в тихий час, слушали колыбельные песни и спокойную классическую музыку – все дети быстро успокаивались и засыпали, а после пробуждения говорили, что сон их был крепким, глубоким и сладким.

Поэтому в таблицу мы поместили весёлого Арлекина.

  • В группе в уголке природы много различных растений. Мы подумали, если классическая музыка полезна для здоровья, значит, она полезна для всех живых организмов. Значит, классическая музыка должна помогать их росту, цветению растений.

И решили проверить. Вместе с воспитателями посадили овес, и каждый день включали классическую музыку, музыка с голосами птиц и звуками природы, пели песни. Наше растение очень быстро росло, расправляло свои листочки.

Да и все растения в группе преобразились, цветы быстрее расправили свои листья и лепестки. А потом несколько дней наши растения слушали тяжелую музыку. К сожалению, наш овёс и цветущие растения просто завяли.

Так мы убедились, что классическая музыка помогает растениям, рок — музыка – вредит.

В нашей таблице появились фигурка Арлекина в клеточке под классической музыкой и фигурка Пьеро – под роком.

Проведя все наши эксперименты, мы убедились, что классическая музыка, колыбельные, музыка с голосами птиц и звуками природы положительно влияет на наше здоровье, а вот тяжёлая музыка – рок – отрицательно.

Мы убедились, что в чудодействии музыки нет ничего сверхъестественного! Вибрации звуков создают в нашем организме энергетические поля, заставляя откликнуться все наши органы и системы. Поэтому правильно подобранная музыка способна положительно влиять на наше самочувствие, а «тяжелая» музыка – вредна для здоровья.

Пока мы проводили наши исследования, у нас накопилось много дисков с классической музыкой, полезной для нашего здоровья. Мы решили сделать «Музыкальную аптечку» в помощь нашему здоровью, куда поместить диски для улучшения настроения и самочувствия.

Мы постарались обогатить музыкальный опыт детей: ребята слушали различную музыку: классическую, современный рок, колыбельные, музыку со звуками голосов птиц и природы:

Классическая музыка

- Э.   Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»,

В.     Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

- П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»,

В.   Моцарт «Рондо в турецком стиле»,

Колыбельная музыка

К.   Дебюсси «Лунный свет»,

- К.    В. Глюк «Мелодия»,

- Ф.   Шуберт «Аве Мария»,

Звуки природы

Классика для малышей. Альбом «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Волшебные голоса природы».

Рок - музыка

SEPTICFLASH

В ходе проведённой работы и анализируя полученные результаты, ребята, смогли сделать выводы о том, какая музыка и как влияет на их самочувствие, настроение, поведение, умственные способности, а значит на их здоровье:

*Классическая музыка улучшает настроение, самочувствие, настраивает на добрый лад, помогает мыслительной деятельности.

*Колыбельные оказывают положительное влияние на засыпание и сон: помогают быстро уснуть и способствуют глубокому и крепкому сну.

*Музыка с голосами птиц и природы успокаивает и расслабляет, помогает окунуться в приятые мечты.

*Современная рок – музыка оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека: при прослушивании – резко поднимается артериальное давление и увеличивается пульс, а значит, ухудшается самочувствие человека; при прослушивании рока очень тяжело сосредоточиться.

     Определив, какие музыкальные произведения и как влияют на здоровье человека, ребята обозначили диски с различными музыкальными произведениями разными картинками-символами - нотками:

нотка с платочком

       музыка для хорошего настроения,

нотка с гантелями

М         музыка для бодрого настроения, для физкультурных занятий,

нотка с ладошками под щёчкой

музыка для спокойного сна,

нотка с ложкой

музыка для аппетита,

нотка в очках

музыка, помогающая сосредоточиться,   для игры в шахматы

нотка за столом

музыка для повышения умственной работоспособности, творческой активности во время образовательной деятельности,

нотка, качающаяся на волнах

музыка, помогающая успокоиться, для беспокойных детей

«Музыкальная аптечка» сразу стала пользоваться большой популярностью в детском саду у детей, педагогов и родителей воспитанников.

     Необходимо отметить, что «музыкальная аптечка» находиться в свободном доступе для детей, и они при желании могут самостоятельно пользоваться ею, а значит самостоятельно и осознанно помогать себе, сохранять здоровье.

     Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Музыка принесёт радость, здоровье вам и наслаждение.

Список литературы:

  1. Бин Д. Волшебная дудочка: 78 развивающих игр / Д.Бин, А.Оулдфилда. М., 2000.
  2. Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986
  3. Закон «Об образовании в РФ» (Закон 273-ФЗ от 29.12.2012г.)
  4. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. Пер. с англ. Л.М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.
  5. Мерзлякова С. Комплексные интегрированные занятия. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель № 3, 2008, с.2.
  6. Рубан Т. Дети рисуют музыку (по программе «Синтез») // Музыкальный руководитель № 3, 2005.
  7. Суренович Г. С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1985
  8. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
  9. Кузьмина К. Влияние музыки на человека [Электронный ресурс]. URL: www. mgrazhdanin .ru / muzoboz / 20-vlijanie-muzyki-na-cheloveka.html (дата обращения 22.03.2014)
  10. Влияние музыки на организм человека [Электронный ресурс]. URL: http: // sunny-music.ru / 2008 / 06 / 12 / vliyanie-muzyki-na--cheloveka/ (дата обращения 01.03.2014)
Просмотров: 470
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Савалина Елена Борисовна. Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий «Музыка укрепляет здоровье наше»
  • Кирсанова Елена Станиславовна. Музыка и цвет в жизни человека
  • Копылова Елена Ивановна. «Музыка – как средство воспитания патриотических чувств дошкольного возраста»
  • Павлова Юлия Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыка) для детей старшего дошкольного возраста «О нашем фольклоре в космосе»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Бикбулатова Гузяль Айратовна. Конспект ООД художественно-эстетическое развитие (музыка) музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Веселые нотки здоровья»
  • Кондратова Элеонора Владимировна. Конспект музыкального занятия «Природа и музыка» для детей подготовительной группы детского сада 5-6 лет
  • Черепанова Екатерина Викторовна. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Бужинаева Татьяна Геннадьевна. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА»
  • Рознова Анастасия Сергеевна. МУЗЫКА И РЕЧЬ
  • Казаринова Е.В. Чудинова Э. В.. Проект «Музыка и спорт»
  • Мелентьева Ирина Викторовна. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА
  • Сингосина Ирина Владиславна. Музыка в жизни ребенка в течение дня
  • Кислицина Лариса Анатольевна. Статья «Театр – музыка — ребенок»
  • Лесникова Инна Васильевна, Бакуняева Юлия Сергеевна, Мелконян Карина Тиграновна. Сценарий для подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений «С днём рождения, музыка!»
  • Разуваева Н. В.. Конспект занятия художественно-эстетическое развитие (музыка). «Путешествие в деревню «Фольклорная»
  • Эльвира Юмаева. Интегрированное занятие (познание, изодеятельность, музыка) «Весна в Мордовии»
  • Зотова Любовь Леонидовна, Гришкова Вера Петровна. Образовательный проект «Театр и музыка».
  • Индирчиева М. А.. Конспект Интегрированной познавательно-художественной деятельности, окружающий мир, музыка в средней группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».
  • Шандыба Юлия Валерьевна. Сценарий музыкально – художественной и познавательной деятельности по образовательным областям «Музыка», «Познание». Тема: «Весёлый Новый год».
  • Чернышова О. Э. КОНСПЕКТ НОД ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В СТАРШЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «МУЗЫКА ВЕСЕННЕГО ЛЕСА»
  • Чуркина Алёна Александровна. Сценарий праздника осени в старшей группе «Музыка Осени»
  • Шекера Лариса Владимировна. Песенка «Лето» слова и музыка Ларисы Владимировны Шекера
  • Боброва Клавдия Васильевна Музыка Наталья Ивановна Жердева Татьяна Владимировна. Педагогический проект «Там русский дух, там Русью пахнет»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Чернова Екатерина Михайловна. Влияние музыки на здоровье детей
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Наумова Ирина Анатольевна. Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь