Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одним из приоритетных направлений нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня стоит острая необходимость взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной линии, охраны и укрепления здоровья детей.
В законе «Об образовании в РФ» (Закон 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.) статья 41 посвящена охране здоровья обучающихся. В статье 64 «Дошкольное образование» пункте 1 говориться о том, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». [3, с.60]
Первой задачей, заявленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). [8, с.3]
В настоящее время перед педагогами, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии.
Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.
В основе работы с воспитанниками нашего дошкольного учреждения лежит здоровьесберегающий принцип. Одной из главных задач является — создание условий для сохранения здоровья детей.
Использование в процессе воспитания и обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшении психического состояния и физического здоровья дошкольников.
Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных затрат, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем.
Наша задача – помочь ребёнку научиться осознанно относиться к своему здоровью; развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием; дать представления о составляющих здорового образа жизни, в том числе и о влиянии музыки на здоровье человека.
Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. [10]
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство.
Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. [2]
О целебных свойствах мелодии знали ещё в древности на Руси. Церковные песнопения, народные песнопения, обрядовая музыка – все это было не только средством самовыражения, но и средством исцеления.
Музыка окружает нас с самого рождения. Она создает настроение, сопровождает праздники и будни, веселит и расслабляет, В последнее время интерес к музыке повысился из-за ее благотворного, даже лечебного воздействия на организм. Ученые исследовали физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыку, обосновали ее значения как средства против стрессов и усталости, повышающего жизненный тонус, работоспособность и иммунитет. [9]
Вопрос о влиянии музыки на здоровье человека возник у ребят не случайно. После прослушивания музыкальных произведений с детьми проводились беседы, в ходе которых звучало, что музыка положительно влияет на здоровье человека. Ребята задавали вопросы «Как влияет музыка на здоровье человека?», «Какая музыка помогает нашему здоровью, а какая вредит?», «Какую музыку нужно слушать, чтобы былое хорошее настроение?».
Ребята предложили подобрать музыкальные произведения, которые положительно влияют на здоровье человека и организовать «музыкальную аптечку».
Мы решили поддержать желание и инициативу детей. И стали собирать информацию о влиянии музыки на здоровье человека. Интересную информацию мы находили из разных источников:
- беседовали с родителями о том, какая музыка и как влияет на их настроение, самочувствие
- использовали современные информационные технологии (интернет): оказалось, что огромное количество людей интересуется этой информацией.
У нас в детском саду много детей. Все девчонки и мальчишки разные по характеру. Когда мы встречаемся по утрам, у них не всегда бывает хорошее настроение.
Как музыка может помочь ребятам справится с плохим настроением и поведением? Да, и вообще, как музыка влияет на здоровье?
Нам стало интересно, какая музыка влияет на наше здоровье положительно? И решили провести исследования среди детей.
- Мы слушали музыку разных направлений: классическую музыку, колыбельные песни, звуки природы и современную рок – музыку. И после прослушивания, просили ребят рассказать, как музыка повлияла на их самочувствии, настроение, чувства и эмоции.
Все полученные результаты мы заносили в таблицу. Положительное воздействие музыки на самочувствие и поведение детей будет представлять — Арлекин, а негативное, отрицательное – Пьеро.
Если самочувствие, настроение ребят улучшалось – то они показывали карточку с изображением Арлекина. А если, детям становилось грустно, некомфортно, их настроение ухудшалось, то они показывали карточку с изображением Пьеро.
Оказалось, что классическая музыка, колыбельные песни и звуки природы доставили ребятам больше радости, хороших впечатлений. Поэтому в таблице в нужную клеточку мы поместили Арлекина.
А вот рок – музыка так встревожила наших друзей, что мы ещё долго не могли успокоить ребят. В таблице мы это отметили, прикрепив карточку с изображением Пьеро.
- После рок – музыки сердечки детей очень сильно и быстро бились.
Тогда ребята предложили помереть пульс, как мы мерили его после
физкультурных занятий при помощи детского тонометра.
Мы знаем, что пульс детей старшего дошкольного возраста 80-90 ударов в минуту и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка,
а после прослушивания рок – музыки увеличился на 25единиц и стал 105 ударов,
После прослушивания классической музыки и звуков природы – пульс ребят 87 ударов в минуту.
Значит, классическая музыка полезна для здоровья.
- После прослушивания музыки мы предлагали ребятам выбрать цвет, который больше подходил к каждой музыки. После прослушивания классических музыкальных произведений ребята выбирали светлые тона – зелёный, жёлтый, синий, белый, а вот рок – музыка вызвала у них ярко красный и чёрный цвета.
Значит классическая музыка, колыбельные песни и звуки природы создают хорошее настроение и положительно влияют на наш организм.
- Изучив литературу, мы узнали, что классическая музыка помогает при игре в шахматы. Наши дети любят играть в шахматы. Мы решили проверить так ли это и предложили им играть под музыку Моцарта и под музыку в стиле — рок. [4]
Полученные результаты мы занесли в таблицу и сделали вывод:
Ребятам было приятно, и слушать музыку Моцарта и легко играть в шахматы, а вот современная рок – музыка мешала думать и отвлекала их.
Ну и, конечно, мы решили проверить, какая музыка помогает уснуть и сладко спать. Ведь спокойный и крепкий сон просто необходим для здоровья растущего организма детей.
- Когда ребята ложились спать в тихий час, слушали колыбельные песни и спокойную классическую музыку – все дети быстро успокаивались и засыпали, а после пробуждения говорили, что сон их был крепким, глубоким и сладким.
Поэтому в таблицу мы поместили весёлого Арлекина.
- В группе в уголке природы много различных растений. Мы подумали, если классическая музыка полезна для здоровья, значит, она полезна для всех живых организмов. Значит, классическая музыка должна помогать их росту, цветению растений.
И решили проверить. Вместе с воспитателями посадили овес, и каждый день включали классическую музыку, музыка с голосами птиц и звуками природы, пели песни. Наше растение очень быстро росло, расправляло свои листочки.
Да и все растения в группе преобразились, цветы быстрее расправили свои листья и лепестки. А потом несколько дней наши растения слушали тяжелую музыку. К сожалению, наш овёс и цветущие растения просто завяли.
Так мы убедились, что классическая музыка помогает растениям, рок — музыка – вредит.
В нашей таблице появились фигурка Арлекина в клеточке под классической музыкой и фигурка Пьеро – под роком.
Проведя все наши эксперименты, мы убедились, что классическая музыка, колыбельные, музыка с голосами птиц и звуками природы положительно влияет на наше здоровье, а вот тяжёлая музыка – рок – отрицательно.
Мы убедились, что в чудодействии музыки нет ничего сверхъестественного! Вибрации звуков создают в нашем организме энергетические поля, заставляя откликнуться все наши органы и системы. Поэтому правильно подобранная музыка способна положительно влиять на наше самочувствие, а «тяжелая» музыка – вредна для здоровья.
Пока мы проводили наши исследования, у нас накопилось много дисков с классической музыкой, полезной для нашего здоровья. Мы решили сделать «Музыкальную аптечку» в помощь нашему здоровью, куда поместить диски для улучшения настроения и самочувствия.
Мы постарались обогатить музыкальный опыт детей: ребята слушали различную музыку: классическую, современный рок, колыбельные, музыку со звуками голосов птиц и природы:
Классическая музыка
|
- Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»,
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,
- П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»,
В. Моцарт «Рондо в турецком стиле»,
|
Колыбельная музыка
|
К. Дебюсси «Лунный свет»,
- К. В. Глюк «Мелодия»,
- Ф. Шуберт «Аве Мария»,
|
Звуки природы
|
Классика для малышей. Альбом «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Волшебные голоса природы».
|
Рок - музыка
|
SEPTICFLASH
|
В ходе проведённой работы и анализируя полученные результаты, ребята, смогли сделать выводы о том, какая музыка и как влияет на их самочувствие, настроение, поведение, умственные способности, а значит на их здоровье:
*Классическая музыка улучшает настроение, самочувствие, настраивает на добрый лад, помогает мыслительной деятельности.
*Колыбельные оказывают положительное влияние на засыпание и сон: помогают быстро уснуть и способствуют глубокому и крепкому сну.
*Музыка с голосами птиц и природы успокаивает и расслабляет, помогает окунуться в приятые мечты.
*Современная рок – музыка оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека: при прослушивании – резко поднимается артериальное давление и увеличивается пульс, а значит, ухудшается самочувствие человека; при прослушивании рока очень тяжело сосредоточиться.
Определив, какие музыкальные произведения и как влияют на здоровье человека, ребята обозначили диски с различными музыкальными произведениями разными картинками-символами - нотками:
нотка с платочком
|
музыка для хорошего настроения,
|
нотка с гантелями
|
М музыка для бодрого настроения, для физкультурных занятий,
|
нотка с ладошками под щёчкой
|
музыка для спокойного сна,
|
нотка с ложкой
|
музыка для аппетита,
|
нотка в очках
|
музыка, помогающая сосредоточиться, для игры в шахматы
|
нотка за столом
|
музыка для повышения умственной работоспособности, творческой активности во время образовательной деятельности,
|
нотка, качающаяся на волнах
|
музыка, помогающая успокоиться, для беспокойных детей
|
«Музыкальная аптечка» сразу стала пользоваться большой популярностью в детском саду у детей, педагогов и родителей воспитанников.
Необходимо отметить, что «музыкальная аптечка» находиться в свободном доступе для детей, и они при желании могут самостоятельно пользоваться ею, а значит самостоятельно и осознанно помогать себе, сохранять здоровье.
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Музыка принесёт радость, здоровье вам и наслаждение.
Список литературы:
- Бин Д. Волшебная дудочка: 78 развивающих игр / Д.Бин, А.Оулдфилда. М., 2000.
- Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах: Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986
- Закон «Об образовании в РФ» (Закон 273-ФЗ от 29.12.2012г.)
- Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта. Пер. с англ. Л.М. Щукин. – Мн.: ООО «Попурри», 1999.
- Мерзлякова С. Комплексные интегрированные занятия. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель № 3, 2008, с.2.
- Рубан Т. Дети рисуют музыку (по программе «Синтез») // Музыкальный руководитель № 3, 2005.
- Суренович Г. С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся старших классов.- М.: Просвещение, 1985
- Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
- Кузьмина К. Влияние музыки на человека [Электронный ресурс]. URL: www. mgrazhdanin .ru / muzoboz / 20-vlijanie-muzyki-na-cheloveka.html (дата обращения 22.03.2014)
- Влияние музыки на организм человека [Электронный ресурс]. URL: http: // sunny-music.ru / 2008 / 06 / 12 / vliyanie-muzyki-na--cheloveka/ (дата обращения 01.03.2014)
|