Подготовила: музыкальный руководитель Рознова А. С. МБОУ Одинцовская СОШ №3 Одинцово, 2020 г.
Единство музыки и речи уже давно признано нейропсихологами: известно, что они восходят к общим корням и имеют общее происхождение – текст словестный и текст музыкальный воспринимается мозгом как осмысленное сообщение, облеченное в определенную форму. И музыка и речь состоят из звуков-фонем. Нейропсихологические исследования последнего времени не оставили сомнения в том, что музыка и речь – психологические родственники. Ими руководят одни и те же или рядом расположенные отделы головного мозга; если в мозгу поражены отделы, ответственные за речь, то в половине случаев у него будут поражены аналогичные музыкальные функции – афазия, потеря речи, и амузия, потеря способности к восприятию музыки и музицированию. Нейропсихологи постоянно отмечают сходство музыкальных и речевых расстройств у одних и тех же людей.
Музыка и речь – нейропсихологические соседи. А фундаментальным свидетельством речемузыкальной близости является пение.
Благотворное влияние пения на детское развитие, прежде всего речевое, вряд ли можно переоценить! Этот вопрос стал темой исследования психологов многих стран мира. Существует множество трудов, посвященных вопросу влияния интенсивных певческих занятий на развитие детской речи. Успехи младенцев, вовлеченных в ранний период жизни в певческую практику были очевидны. Малыши быстрее начинали говорить. Их речь отличалась сложностью. Дети приступали к составлению предложений из трех слов, в то время, как их сверстники подошли к этому этапу лишь спустя несколько месяцев. Группа ученых под руководством И. Гурвица занималась с плохо читающими детьми, испытывающими затруднения в освоении речи и чтения. Данное избирательное нарушение имеет название – дислексия. В результате музыкальных занятий навыки чтения в экспериментальной группе выровнялись и подошли к уровню нормальных детей, не страдающих никакими речевыми расстройствами. Музыка в буквальном смысле «вылечила» детей, вернула развитие их речи в нормальное русло.
Связь музыки и речи уже давно неоспоримый факт! Эта связь объясняет многократно замеченную «помощь», которую оказывает музыка и в изучении языка, и в освоении навыков чтения, и в излечении речевых расстройств.
В настоящее время современная дошкольная педагогика становится все более ориентированной на коррекционную работу при помощи различных видов искусства. И мы с вами, дорогие коллеги-музыканты, в системе дошкольного образования являемся просто незаменимым звеном! И насколько такая коррекционная работа будет успешной и продуктивной зависит от нас с вами. Ведь пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения, развивающими у детей воображение и способность выражать мысли словами.
Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Ведь по сути этот вид музыкальной деятельности является развлечением; дети даже не осознают того, что через повторение они заучивают слова, произнося их снова и снова. Заучивание куплетов из песен в огромной степени облегчает задачу детям с ОНР при составлении фраз и предложений. Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. При помощи пения у детей неосознанно совершенствуются навыки артикуляции. А процесс рифмовки механически закладывает в воспитанников основы поэзии. О благотворном влиянии пения на речевое развитие можно говорить бесконечно. Это поистине интереснейший вопрос, не перестающий волновать ученых разных стран мира. Ведь именно музыка способна проникнуть туда, куда ничто другое проникнуть не может. Она практически всегда вызывает у слушателей ответную двигательную реакцию – например, притоптывание ногой, пританцовывание, легкие покачивания головой и др. Использование в пении различных несложных движений развивает координацию. Таким образом, детям с речевыми проблемами просто необходима помощь такого рода. Именно музыка способна максимально раскрыть потенциал человека.
Музыка предназначена не только для талантливых. Пение является неотъемлемой частью процесса обучения каждого. А детям с ОНР этот вид музыкальной деятельности просто необходим. Коллеги, выявляйте музыкантов во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно!
|