Из опыта работы:
МБДОУ «детский сад №160» г.Ижевска Учитель-логопед 1 квалификационной категории Шатлова Светлана Сергеевна.
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Скачать конспект
Задачи:
- Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
- Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
- Заинтересовать проблемой.
- Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.
- Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Ход мастер- класса:
Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Играем пальчиками — развиваем речь».
Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Полноценная же речь – необходимое условие успешного обучения в школе. Поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его обще-интеллектуальное развитие. Еще в старину наши предки пели детям песни-потешки, играли в «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза – дереза» и т.д., сопровождая текст движениями рук. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму, т.к. в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
2 часть практическая. Работа с предложенным материалом.
Игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиковых игр, которые мы сегодня с вами увидим и попробуем:
- Активные игры со стихотворным сопровождением;
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- Пальчиковые игры с предметами;
- Игры с бумагой «Оригами».
- Начнем с игр со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр — он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке. Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со своими детьми в пальчиковую игру. Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе с нами. (игру использовали по пройденной лексической теме).
Десять птичек – стайка!
Пой-ка, подпевай-ка: Хлопки.
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей, Поочередное поглаживание
Эта птичка — воробей, всех десяти пальчиков.
Эта птичка совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко,
Эта — зяблик, эта — стриж, эта — развеселый чиж.
Ну, а эта — злой орлан,
Птички, птички по домам! Пальчики прячутся за спину.
Молодцы!
2) Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть массажные мячи, карандаши, крупные бусины и т. д.
(раздаются всем массажные мячики)
Игра с мячиком — ёжиком:
Маленький колючий ёж, (катаем мячик между ладоней)
До чего же ты хорош (сжимаем и разжимаем мячик, сначала одной рукой,
Покажи свои иголки, потом другой рукой)
Хоть они и очень колки.
3) Ну вот, пальчики мы с вами размяли. Теперь сядем за столы, и поиграем в пальчиковые игры с предметами. Эти игры развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
(на столах разложены игры на каждого ребенка и родителя)
Игры:
- «Выложи цветочек» (игра с крупами и пластилином)
- «Разложи» (сортировка мелких предметов)
- «Солнышко» (Игра с прищепками)
- «Зацепи» (игра с прищепками и счетными палочками)
- «Мозаика»
- «Выкладывание фигур из счетных палочек»
- «Выкладывание узоров из пуговиц»
- «Шнуровки»
- «Бусинка» (Нанизывание бусин)
- «Крышки» (закручивание и раскручивание крышек)
- «Разложи» — «Крышки»
(сортировка мелких предметов) (закручивание и раскручивание крышек)
- «Солнышко» — «Мозаика»
(Игра с прищепками)
- «Выкладывание фигур из счетных палочек»
- «Шнуровки» — «Выкладывание узоров из пуговиц»
4) И в заключении, у нас игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Например: в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Сегодня мы с вами смастерим кораблик.
Подведение итогов мастер-класса.
В завершении можно сказать следующее:
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:
- кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;
- формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
- доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение — что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.
Просим ответить на вопросы в предложенной анкете.
(анкета раздается каждому участнику)
Спасибо за внимание!!!
И, конечно же, в завершении, чаепитие…
Для родителей были оформлены:
- выставка книг по развитию мелкой моторике рук
- памятки «Игры в домашних условиях»
- буклеты «Развитие мелкой моторики рук».
|