Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Материал подготовила: Ольга Ивановна Шулакова учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга».

У детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки.

Развивать мелкую моторику можно различными способами с использованием разнообразного материала.

Игровые упражнения для развития пальцев и кистей рук необходимо включать отдельной частью во все виды образовательной деятельности детей с нарушениями зрения, поскольку в процессе восприятия у детей присутствует моторный компонент.

Моторные игры и упражнения для пальцев и кистей рук активно развивают прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняют ребенка в зрительно-двигательной координации. Особенно важно использовать упражнения на развитие мелкой моторики в играх с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно – перцептивного контроля.

Представляю Вашему вниманию авторские игры на развитие мелкой моторики, т.е. пальцев и кистей рук, с использованием приёмов плетения широких и узких пластиковых полосок. При этом можно использовать уже не нужные, устаревшие цветные папки, которые вышли из употребления по прямому назначению. Их удобно использовать в работе с детьми, так как это прочный материал, не рвётся и не деформируется и в тоже время он эластичный и удобный для выполнения приемов плетения, имеет эстетичный вид и может быть использован многократно. Этот материал привлекает детей разнообразием ярких цветов и возможностью самостоятельно выбора элементов для практической деятельности.

 

Скачать конспект

Дидактическая игра: «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ».

Цель: Закреплять с детьми узнавание и называние основных и промежуточных цветов (розовый, фиолетовый, голубой, оранжевый). Учить детей выбирать полоски, нужной длинны и ширины, по словесному указанию педагога, упражнять в приемах наложения и приложения, при подборе полосок нужной длинны и ширины. Активизировать словарь словами: одинаковые по ширине, одинаковые по длине.

Учить детей вплетать цветные пластиковые полоски в прорези заготовок мячей сначала по показу, потом самостоятельно; развивать мелкие движения пальцев, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование: на каждого ребенка пластиковый диск разного цвета с прорезями на равных расстояниях, разноцветные пластиковые полоски одинаковой длины и ширины.

Ход игры:

Педагог читает детям загадку:

Звонкий, громкий и прыгучий
Улетает аж за тучи
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе.

Показывает детям образец мяча, украшенного яркими пластиковыми полосками. Спрашивает детей, какого он цвета и какого цвета на нем полоски. При этом обращает внимание детей на то, что полоски вплетены в прорези на пластиковом мяче по диагонали.

Педагог предлагает детям сделать много подобных мячей и украсить ими группу. Затем раздает пластиковые диски с прорезями и разноцветные пластиковые полоски. Предлагает каждому ребенку рассмотреть заготовки и назвать цвет диска и полосок. Затем педагог предлагает детям уточнить, какой формы диски и назвать, какие в кабинете есть еще предметы круглой формы. Дети называют круглые предметы, находящиеся в кабинете.

Практическая деятельность детей:

Показ педагогом выполнения задания (подгрупповой и индивидуальный методы). Дети с помощью педагога выполняют задание. Педагог обещает внимание детей на то, что важно не пропускать прорези и вплетать полоски до самого конца полоски.

После выполнения задания, педагог читает детям стихотворение.

Бьют его, а он не злится.
Он поет и веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья.

Детям предлагается украсить свою группу разноцветными мячиками.

Дидактическая игра: «КОРАБЛИКИ»

Цель: Закреплять с детьми узнавание и называние основных и промежуточных цветов (розовый, фиолетовый, голубой, оранжевый). Учить детей выбирать полоски, нужной длинны и ширины, по словесному указанию педагога, упражнять в приемах наложения и приложения, при подборе полосок нужной длинны и ширины. Активизировать словарь словами: узкая полоска, широкая, одинаковые по ширине, длинная, короткая, одинаковые по длине.

Продолжать учить вплетать цветные пластиковые полоски в прорези заготовок корабликов, развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с мягким пластиком; учить ценить результаты своего труда, продолжать создавать положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование: Заготовки из цветного пластика (кораблики с прорезями для окон и по периметру), пластиковые полоски контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка, пластиковые флажки.

Ход игры:

Педагог предлагает детям, отгадать загадку: По морям и океанам

Словно дом большой плывет,
На корме своей железной
Пассажиров он везет.
Дети отгадывают, что это кораблик.

Педагог показывает им образец кораблика, как красиво можно использовать цветные полоски и украсить его. Показывает, как вплетать полоски в прорези заготовки кораблика, чтобы получились яркие окошки и красивые флажки на корме, а также флажок на мачте.

Практическая деятельность детей:

Раздает детям заготовки и полоски. Педагог уточняет с детьми, какого цвета у них макет кораблика с прорезями, и какого цвета полоски. Затем предлагает выбрать по одной самой широкой полоски, помогает каждому вплести самую широкую полоску в прорезь для окон, напоминает, что полоску нужно вплетать в прорезь, не пропуская ни одной. Затем детям предлагается взять узкую полоску и выполнить те же действия, украшая палубы корабля, а на мачту вплести флажок. После завершения работы, дети располагают свои кораблика на магнитной доске, рассматривают, чем они отличаются друг от друга.

Дидактическая игра: «МАШИНЫ».

Цель: Продолжать учить вплетать цветные пластиковые полоски в прорези, развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с мягким пластиком; учить ценить результаты своего труда, продолжать создавать положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование: Заготовки из цветного пластика (машины с прорезями для окон, колес и по периметру), пластиковые полоски контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка, пластиковые флажки.

Ход игры:

Педагог предлагает детям, отгадать загадку:

Путешествовать люблю,
Еду я куда хочу,
Если только захотите,
Поспешите, заходите

И промчимся вместе мы
По дорогам всей страны!

Дети отгадывают, что это машина.

Педагог показывает им образец машины, как красиво можно использовать цветные полоски и украсить её. Показывает, как продевать полоски в прорези заготовки, чтобы получились яркие окошки и колеса, а также украсить дверцу машины.

Практическая деятельность детей:

Раздает детям заготовки и полоски, предлагает выбрать по одной самой широкой полоски, помогает каждому продеть самую широкую, но короткую полоску в прорезь для окон, напоминает, что полоску нужно просовывать в прорезь, не пропуская ни одной. Из второй широкой, но длинной полоски, педагог предлагает детям сделать колеса в машине. Затем детям предлагается взять узкую полоску и выполнить те же действия, украшая дверцу машины.

После завершения работы, дети располагают свои машины на магнитной доске, рассматривают, чем они отличаются друг от друга.

Дидактическая игра: «ВОЛШЕБНЫЕ ДОМИКИ».

Цель:

Закреплять с детьми узнавание и называние основных и промежуточных цветов и величины. Упражнять в ориентировке в ограниченном пространстве относительно себя.

Активизировать словарь словами: узкая полоска, широкая, одинаковые по ширине, длинная, короткая, одинаковые по длине; вверху-внизу, слева-справа.

Продолжать учить вплетать цветные пластиковые полоски в прорези заготовок домиков, развивать мелкие движения пальцев руки, целенаправленность действий в работе с мягким пластиком; учить ценить результаты своего труда, продолжать создавать положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование: Заготовки из цветного пластика (домики с прорезями для окон и по периметру), пластиковые полоски контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка.

Ход занятия:

Педагог говорит детям, что сегодня мы попробуем сделать праздничный город, украсив дома разноцветными полосками. Напоминает детям, что мы уже учились украшать полосками некоторые предметы, предлагает вспомнить, какие предметы ребята украшали таким способом.

Дети отвечают, что умеют уже украшать мячики, кораблики и машинки.

Педагог читает стихотворение:

Мы полосками цветными
Разукрасим все дома,
Чтобы яркой и красивой
Наша улица была.

Станет улица нарядной,
Будет праздничной она!

Педагог показывает детям образец, как красиво можно использовать цветные полоски и украсить домик. Напоминает детям как вплетать полоски в прорези заготовки домиков, чтобы получились яркие окошки и красивые стены, крыша.

Практическая деятельность детей:

Раздает детям заготовки и полоски. Педагог уточняет с детьми, какого цвета у них макет домика с прорезями, и какого цвета полоски. Затем предлагает выбрать по одной самой широкой полоски, помогает каждому вплетать самую широкую полоску в прорезь для окон, напоминает, что полоску нужно вплетать в прорезь, не пропуская ни одной. Затем детям предлагается взять узкие полоски и выполнить те же действия, украшая стены дома и крышу. После завершения работы, дети располагают свои дома на магнитной доске, строя праздничную улицу и рассматривая работу друг друга.

Педагог предлагает детям рассказать какого цвета полоски на их домиках вверху на крышах, внизу на цоколе, на правой стороне, на левой стороне дома.

Дидактическая игра: «КОВРИК ДЛЯ МАМЫ».

Цель: Закреплять с детьми узнавание и называние основных и промежуточных цветов, величины (длина, ширина). Учить детей действовать по словесному указанию педагога. Активизировать словарь словами: розовый, фиолетовый, голубой, оранжевый, одинаковые по ширине, одинаковые по длине.

Упражнять вплетать цветные пластиковые полоски в прорези заготовок. Развивать моторные движения, целенаправленность, желание действовать самостоятельно; учить ценить результаты своего труда, помнить, что своей работой можно принести радость близким людям.

Оборудование: Заготовки из цветного пластика (квадраты с прорезями), пластиковые полоски контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог спрашивает детей, к какому празднику сейчас все готовятся и с нетерпением ждут. Дети отвечают – Мамин день 8 Марта!

- А как вы готовитесь к празднику?

Дети отвечают, что учат песни, стихи, танцы для мам, сделали уже открытки с мимозой.

Педагог предлагает детям ещё сделать подарки для мам к празднику. Показывает им образец, как красиво можно использовать цветные полоски и сделать красивый коврик под вазу или чашку. Напоминает о способах и правилах плетения, чтобы получился красивый коврик.

Практическая деятельность детей:

Раздает детям заготовки и полоски. Педагог уточняет с детьми какого цвета у них макет домика с прорезями и какого цвета полоски. Затем предлагает выбрать по одной полоски, помогает каждому продеть полоску в крайнюю прорезь, напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то вниз. Затем детям предлагается взять вторую полоску и выполнить те же действия. После завершения работы, дети рассматривают коврики, называют какого цвета полоски на его коврике.

Педагог просит детей прочесть стихи о маме.

В канун праздника дети торжественно дарят коврики родителям.

Тема: САМОЛЕТЫ.

Цель: Закреплять с детьми ориентировку в сенсорных эталонах цвета и величины. Упражнять в ориентировке в пространстве, учить двигаться в указанном направлении, уметь слушать команду. Активизировать словарь словами: узкая полоска, широкая, одинаковые по ширине, длинная, короткая, одинаковые по длине.

Упражнять в выполнении плетения цветных пластиковых полосок. Развивать мелкую моторику, целенаправленность, самостоятельность; учить ценить результаты своего труда, продолжать создавать положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование: заготовки из цветного пластика (самолеты с прорезями для окон и по крыльям), пластиковые полоски контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог предлагает детям, отгадать загадку:

Что за птица:
Песен — не поет,
Гнезда — не вьет,
Людей и груз везет?

Дети отгадывают, что это самолет.

Педагог показывает им образец самолета, как красиво можно использовать цветные полоски и украсить его. Напоминает способы плетения полосок в прорези заготовки, чтобы получились яркие окошки и красивые полоски на крыльях. Детям предлагается выбрать цвет заготовки и полосок для самолётов. Педагог уточняет с детьми какого цвета у них макет самолета с прорезями и какого цвета полоски.

Практическая деятельность детей:

Детям предлагается выбрать по одной самой широкой полоски и начать вплетать самую широкую полоску в прорезь для окон – иллюминаторы, при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Затем детям предлагается взять узкую полоску и выполнить те же действия, украшая крылья самолета и хвост.

После завершения работы, педагог предлагает детям поиграть с самолетами, полетать по группе в разных направлениях слушая команду педагога: налево, направо, вперёд, назад.

Дети располагают свои самолеты на магнитной доске, рассматривают, чем они отличаются друг от друга. Педагог читает детям стихотворение Н. Тарасова.

Есть секрет у самолета:
Высоко, за облаками
Солнце светит постоянно!
Никуда не уходя!

Самолет уверен: где-то
Ослепительное лето,
Даже в хмурую погоду,
Даже посреди дождя,

Стоит только захотеть –
Разбежаться и.... взлететь.

Просмотров: 913
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Большакова Виктория Алексеевна. Летний праздник. «Какого цвета лето»
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Шиморянова Елена Николаевна. Технологическая карта НОД. Тема «Какого цвета настроение»
  • Баймухаметова Зифа Ахмадзиевна. Дидактическая игра «Ярмарка полезных дел» (детям 6-7 лет)
  • Глухова Ирина Николаевна. Искусство помогает детям расти
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Лукьянова Людмила. Я – педагог.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Шилова Кадрия Ирековна. Эссе «Я — педагог»
  • Малика Алатаева. Профилактическая беседа с детьми дошкольного возраста «Спички детям не игрушка»
  • Рыбакова Ирина Михайловна. Презентация 'Расскажем детям о правилах дорожного движения'
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Иванова Екатерина Олеговна. Молодой педагог — будущее...
  • Кудряшова Ирина Витальевна. Педагогическое эссе «Я – педагог»
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Иванова Юлия Дмитриевна. Конспект занятия для детей старшей группы «Детям о победе»
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Пичугина Наталья Васильевна. Проект для детей 6-7 лет: 'Азбуку дорожную, детям знать положено'
  • Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна. Среда как третий педагог
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь