Глухова И.Н. педагог дополнительного образования Объединение «Рисование» ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском» СП «Россия молодая»
Традиционная педагогическая практика сосредоточилась на логико-математических и лингвистических направлениях развития интеллекта ребенка дошкольного и раннего школьного возраста. Мы считаем недооцененным значение занятий художественной деятельностью. Проанализируем воздействие таких занятий на развитие ребенка.
Способность изображать привлекала людей во все времена, начиная с первых ступеней развития человечества, когда появились первые наскальные рисунки, скульптуры. Древний человек испытывает потребность выразить себя с помощью визуальных образов. Символические наскальные изображения эпохи мезолита напоминают детские рисунки, особенно в тот период, когда рисунок выполняет для ребенка функцию языка, с помощью которого он общается с окружающими. Это явление было замечено еще в 19 веке авторами книги «Рождение образа» К.Лампрехтом и Ф.Флейдером. Революционным по тем временам в ней было то, что авторы провели аналогию между возникновением и развитием художественного творчества ребенка и развитием мирового искусства.
Путь, который проходит ребенок в детстве можно сравнить с этапами развития человечества. Искусство для ребенка это первая письменность, не просто досуг, но способ познания мира. В творческих занятиях дети развиваются всесторонне.
Рисование и другие виды художественной деятельности способствуют
физическому развитию детей – чем разнообразнее материалы для детского творчества, тем успешнее совершенствуется мелкая моторика. Пластилин или глина укрепляют мышцы пальцев. Кисти и мелки развивают владение предплечьем и кистью руки. Большие и малые мышцы тренируются, когда ребенок работает ножницами. Занятия рисованием, аппликацией координируют движения руки и глаз.
Занятия искусством помогают эмоциональному развитию ребенка. Если созданы оптимальные условия для занятий, уровень которых отвечает подготовке ребенка, а исход заранее не задан, дети будут одерживать маленькие победы, ощущать гордость за свои успехи, обретут большую уверенность в себе. Зная, что взрослые одобряют их занятия и готовы помочь, дети смелее и откровеннее выражают свои мысли и чувства в творчестве. Занятия творчеством помогают детям справляться со стрессом, душевными переживаниями. Глубинные переживания, даже не до конца осознаваемые детьми, могут быть ими выражены. Они перестают быть запретными и тем самым не оседают в качестве нереализованной силы, а трансформируются в творческий продукт, помогая разрешить сложности и конфликты.
Занятия художественной деятельностью и знакомство с произведениями искусства помогают перцептивному развитию детей. Искусство помогает вырабатывать мировосприятие. Зрительное восприятие по сути это «визуальное мышление». Визуальная перцепция это познавательный процесс, придающий образам определенные значения. Навыки наблюдательного и зрительного восприятия улучшаются по мере того, как дети включают свои чувства для изучения орнамента, цветов, фактур и форм, существующих в природе или созданных самими детьми в процессе творчества. Дети, занимающиеся искусством, со временем и замечают больше, и лучше понимают увиденное. Навыки восприятия совершенствуются и потому, что искусство обучает пространственным представлениям. Творчество позволяет ребенку использовать такие пространственные понятия как большое и малое, длинное – короткое, низ – верх, а также визуальные и тактильные конструкции из контуров, объемных форм.
Занимаясь художественной деятельностью в группе с другими маленькими художниками, ребенок развивается социально. Дети учатся общаться с теми, кто рядом, делиться материалами, вести себя в соответствии с правилами.
В группе необходимо учитывать потребности других и выбирать такую линию поведения, которая способствует гармонии внутри группы. Искусство предоставляет детям возможности для совместной работы. Иногда бывает одному не под силу осуществить какой-нибудь замысел. По необходимости сотрудничая с другими, ребенок учится понимать чужие идеи и другие способы выражения. Работая над коллективными проектами, дети легче учатся сотрудничеству и умению понимать других людей.
Искусство помогает когнитивному развитию уже потому, что по ходу творческих занятий с использованием инструментов и материалов, то и дело необходимы пересчитывание, сортировка и классифицирование. Занятия искусством дают возможность попрактиковаться в выработке навыков планирования и выстраивания последовательности. Творческие занятия побуждают детей принимать собственные решения и стремиться к достижению поставленной цели. Работа с различными материалами позволяет детям исследовать их свойства. Ребенок может наблюдать изменения физических свойств применяемых материалов — например, как высыхает клей, глина, краска. Предоставление детям возможности высказывания словесных суждений о собственном творчестве позволяет выработать умение сопоставить слово с изображением, видеть взаимосвязь между ними и понимать, что и слова и картинка – средство общения, передачи информации.
Творческому развитию ребенка способствует возможность экспериментировать с разнообразными художественными материалами. Каждый из них бросает вызов юным художникам и побуждает их к поиску творческих решений для осуществления своих замыслов. Посредством творческого процесса дети приобретают знания. В отличие от взрослых у них нет набора привычных решений и ребенок вынужден изобретать. Поэтому дети так активны в творчестве.
Глядя на детские рисунки, мы можем смело утверждать, что потребность выражать себя и свое отношение выступает побудителем в познании мира, его многообразия.
Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить, что оно является не только одним из первых способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступным средством отображения своих впечатлений, эмоциональных состояний и переживаний с помощью художественно-выразительного образа. Поэтому развитие детского художественного творчества целесообразно вести в двух направлениях. Первое — создание условий для проявления художественного потенциала детей.
Второе – наполнение образовательного пространства событийностью, в условиях которой дети могут овладеть изобразительным инструментарием, позволяющим им свободно отображать свои впечатления, наблюдения, чувства и отношение к окружающему миру и к себе.
Художественное творчество, занятия искусством отличаются от других видов деятельности детей тем, что в результате усилий ребенка получается некое осязаемое произведение. Здесь очень важно не угодить в ловушку суждений о ребенке, преподавателе и всей программе обучения, отталкиваясь в своих оценках от этого произведения. Педагогу должно хватить сил и самоотверженности, что бы воспротивиться естественной склонности судить детей по тому искусству, которое они создают и не поддаваться желанию угодить родителям, мечтающим по окончании занятия увидеть милую поделку. Оценка здесь – мера движения детей и педагогов на пути к поставленным целям.
Деятельность детей не предусматривает заведомо известного результата и нацелена на саморазвитие. Необходимо воздерживаться от навязывания готовых образцов, от обращения с детскими материалами «по-взрослому», притязания на всезнание и многоопытность. Нельзя требовать от детей производства артефактов, отвечающих взрослым представлениям о том, на что должно быть похоже их произведение. Прислушивайтесь к детям, считайтесь с их мыслями и представлениями. Основное внимание должно уделяться процессу, проходя через который дети решают возникающие перед ними задачи и справляются с затруднениями. А конечный продукт – результат процесса – имеет вторичное значение.
Искусство – могучее педагогическое орудие. Занятия на уроках детского творчества оттачивают моторные навыки и координацию движений глаз и кисти руки. Они активизируют пространственное восприятие и стимулируют органы чувств. Искусство – площадка для совершенствования творческих сил растущего ума. Детям нужно использовать мощь искусства для выражения своих эмоций, знаний, для реагирования на новые впечатления. Цельная художественная программа предоставляет детям возможности не только для исследования художественных материалов, но и для выражения всего, чему они научились, с помощью визуальных и пространственных символов. В подобной программе преподавания искусства различные виды деятельности исходят из центра, каковым считается искусство, и распространяются во все области обучения.
Список литературы
Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования; монография. — М.МГПУ, 2011
ВыготскийЛ. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. Просвещение, 1991.
Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет; — М. Просвещение, 2011.
Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию.
М. Ювента, 2002.
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: пособие для вузов
М.Академический проект, 2003.
Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками:
Из опыта работы: кн. для учителя. А.П. Ершова и др. М. Просвещение, 1991.
Истоки и специфика детского художественного творчества. А.А. Мелик-Пашаев и др.
М. Навигатор, 2014.
Погодина С.В. Развитие изобразительного творчества в рисовании детей 3 и 7 лет под влиянием художественных эталонов: автореферат – М.МПГУ, 2001.
|