Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тем

Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Круглова И.С. г. Щёлково, 2020

Цель: приобщение к русскому народному творчеству как к системе семейных ценностей.

Программные задачи:

 

Скачать презентацию

1. Обучающие задачи:

  • познакомить детей с народной куклой Кубышкой-травницей, ритуалами, которые связаны с ней, схемой создания такой куклы
  • рассказать детям о народном промысле «Жостово», об экскурсии на фабрику жостовских подносов
  • закреплять знания детей по теме «Народные промыслы России»

2. Развивающие задачи:

  • различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель)
  • развивать мышление, внимание, память, познавательную активность

3. Воспитывающие задачи:

  • воспитывать уважение к семейным ценностям и бережное отношение к своим родным и близким
  • воспитывать интерес к народному искусству, прививать бережное отношение к произведениям русских мастеров
  • воспитывать интерес к посещению музея народного промысла.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, беседы о народном декоративно-прикладном искусстве, самостоятельная работа детей с книжками-раскрасками «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», посещение музея народных промыслов и музея «Русская изба» (кабинет изостудии), разучивание русской народной игры.

Формы организации образовательной деятельности — совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы:

  • словесные: рассказ, беседа, вопросы к детям, пословицы, загадки, чтение стихотворений, напоминание, пояснение, педагогическая оценка (Молодец!)
  • наглядные: показ презентации, демонстрация образцов изделий народных промыслов
  • игровые: дидактическая игра с мячом «Доскажи словечко», русская народная игра «Игровая» (хороводная).

Активизация словаря:

Травница, оберег, чабрец, промысел, роспись.

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • оборудование: проектор, экран, мяч.
  • наглядный материал: шкатулка, презентация, изделия народных промыслов (кукла Кубышка-травница, жостовский поднос, дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, игрушки с росписью Гжель, посуда — Хохлома), красная шерстяная нить.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В начале занятия дети рассаживаются на стулья полукругом. Воспитатель выставляет на стол небольшую шкатулку.

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в детский сад кое-что ценное для моей семьи. Как вы думаете, что может лежать в этой шкатулке? (ответы детей: фотографии, деньги, памятные вещи и т.д.)

Проблемно-поисковый этап

Воспитатель: Да, ребята, семейные ценности могут быть разными. Это могут быть семейные фотографии, старинные иконы, игрушки, всё то, что дорого нашему сердцу. Предметы, которые лежат в этой шкатулке, напоминают мне о моих детях, об их детстве, о том, что они дорожат своими родителями. В шкатулке лежат подарки, которые мои дети сделали для меня и моего мужа своими руками.

Эти подарки особенные. Между ними есть что-то общее. А вот что их связывает, вы мне скажете в конце нашего занятия.

Практический этап

Воспитатель достаёт первый предмет из шкатулки – народную куклу Кубышку-травницу.

Воспитатель: Это подарок моей дочери. Ребята, вы знаете, как называется эта куколка?

Дети: Кукла-мотанка.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Ещё такую куклу называют Кубышка-травница. Это кукла – оберег. Посмотрите, какая у неё пышная юбка! Похожа она на хозяюшку, которая собирает целебные растения. И действительно, в её руках два узелка с сухими травами, а сама она наполнена сухоцветами. Если помять её юбку или узелки, то по дому распространится приятный и полезный для здоровья запах. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Слайд 1

Воспитатель: Тканевые обереги в виде кукол имели особое значение в культуре наших предков. Этот вид оберега использовался в качестве семейного талисмана.

Значение этой куколки определялось тем, какие травы в неё клали. Традиционно она становилась семейным оберегом, помогала очищать в доме воздух, отгонять болезни. Но вообще эта кукла универсальна в использовании. С её помощью можно уберечься от злых сил, привлечь любовь или же сделать игрушку для ребенка, помогающую ему оставаться полным сил.

Такую куклу вы можете всегда сделать сами и подарить, например, своей маме, бабушке или подруге.

Слайд 2

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами схема создания Кубышки-травницы. Что нам понадобится?

Дети: Ткань, нитки, лекарственные травы…

Воспитатель: Правильно, ребята! Обратите внимание, что кукла должна быть безликой, чтобы не походить чертами лица на какого-то человека. Считается, если «лица нет», то кукла Травница никогда не заберёт положительную энергию владельца или окружающих. Поэтому для поделки нужно взять белую натуральную ткань — лён или хлопок.

Ещё очень важная деталь – для наматывания используется только красная нитка. Известно ли вам, что красная шерстяная нить способна излечить человека, если привязать её на запястье больному, а ещё она помогает человеку не заболеть. Не зря мотанку перевязывают именно красной нитью!

В моей куколке в качестве наполнения использовалась лекарственная трава – чабрец (Слайд 3), известный своим антисептическим свойством – борется с воспалениями, помогает от кашля, бессонницы. Так как я часто болею простудой, моя дочка выбрала именно эту травку.

Воспитатель передаёт детям куклу, чтобы они могли почувствовать аромат чабреца.

Воспитатель: Ребята, теперь вы тоже не будете болеть. А сейчас давайте немного поиграем и вспомним с вами пословицы о здоровье.

Д/и с мячом «Доскажи словечко».

В здоровом теле … здоровый дух.

Где здоровье, там и … красота.

Ешь чеснок и лук … не возьмет недуг.

Если хочешь быть здоров … закаляйся.

Болен – лечись, а здоров … берегись.

Чистота — залог … здоровья.

Береги платье снову, а здоровье … смолоду.

В путь дорогу собирайся, за здоровьем … отправляйся.

Воспитатель достаёт из шкатулки следующий предмет – небольшой жостовский поднос.

Воспитатель: Посмотрите, это подарок моего сына. Ребята, вы знаете, что это?

Дети: Поднос.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Этот поднос называется жостовским, т.к. сделан в деревне Жостово. А кто знает, где находится эта деревня?

Дети: Рядом с городом Мытищи.

Воспитатель: Совсем недалеко от нашего города. Да, именно туда ездил мой сын вместе с классом на экскурсию. Сначала ребят познакомили с Жостовским промыслом, проведя экскурсию по единственному в мире музею «картин на металле» (Слайд 4). Затем им предложили расписать свои собственные подносы. Ребятам раздали металлические заготовки, специально подготовленные для нанесения на них живописи. В завершение дети подписали свои подносы. Затем работы были высушены в специальной печи, покрыты лаком и переданы ребятам в течение нескольких дней (Слайд 5).

Обязательно посетите мастер-класс на Жостовской фабрике, когда будете учиться в школе. Вы также можете предложить своим родителям съездить на экскурсию в деревню Жостово. Я уверена, вы привезёте оттуда массу положительных эмоций и воспоминаний (Слайд 6)

Мы немного засиделись. Давайте поиграем в русскую народную игру.

Проводится русская народная игра.

Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«Как у бабушки Арины
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Молодцы, ребята, с вами всегда очень весело! Теперь присаживайтесь на стульчики. Вспомните, пожалуйста, я просила вас подумать, чем похожи ценности из моей шкатулки?

Дети: Это ручная работа. Это изделия народного творчества.

Воспитатель: Правильно. Кубышка-травница и жостовский поднос – это изделия народного прикладного искусства. Какие ещё виды народного творчества вы помните? Посмотрите на экран…

На экране проектора воспитатель показывает фотографии изделий народных мастеров и зачитывает стихотворения или загадки со слайдов:

Гжель – Слайд 7

Хохлома – Слайд 8

Дымка– Слайд 9

Городец – Слайд 10

Последующая работа

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ваши ответы очень меня порадовали. Сегодня я рассказала вам о двух предметах, важных для меня и моих родных. Таких семейных ценностей может быть много. Главное, чтобы они помогали нам быть ближе друг другу, делать нас счастливее! В конце нашего занятия я хочу пожелать вам здоровья и подарить каждому две красные ниточки. Помните, я говорила, что красная шерстяная нить способна излечить человека, если привязать её на запястье больному, а ещё она помогает человеку не заболеть. В это верили наши предки! Одну ниточку вы повяжете себе, а другую подарите дорогому вам человеку.

Воспитатель раздаёт ниточки, помогает завязать узелки.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

реализации педагогической деятельности

в условиях ДОУ заключается в следующем:

В качестве результата мне хотелось бы видеть желание детей приобщиться к народному творчеству, чтобы они уловили связь между прошлым и сегодняшним днём (например, то, что мы, как и наши предки, верим в силу оберегов) Дети должны увидеть, что следовать народным традициям сегодня увлекательно и модно.

Ориентация на семейные ценности и на их связь с традициями народного творчества является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников.

Использованная литература:

  1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.
  2. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». — М.: Владос, 2008.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2005.

Источники Интернет:

  • https: //edu-time. ru/pub/109704
  • https: //videouroki. net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-narodnyie-promysly-rossii-chast-1. html
  • https: //www. maam. ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-narodnye-promysly. html
  • https: //zhostovo. ru/
  • https: //vashobereg. ru/kukly/kubyshka-travnitsa
Просмотров: 457
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Давыдова Марина Николаевна. Эссе на конкурс воспитатель года
  • Васильева Евгения Андреевна. Презентация «Современный воспитатель»
  • Нимаева Дарима Гармаевна. Презентация 'Профессия воспитатель'
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Василенко Светлана Борисовна. Сценарий финала конкурса «Воспитатель года»
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь