Степанова Оксана Владимировна воспитатель МАДОУ№ 49 г.Великий Новгород
Развитие эстетического восприятия в специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется не только в процессе обучения, но и в самостоятельной, свободной деятельности. Работа над эстетическим восприятием проходит во время на протяжении всего образовательного процесса. Различные занятия в силу их специфики обладают большими возможностями для развития эстетического восприятия. Важно, чтобы каждая образовательная деятельность могла быть максимально использована для решения задач эстетического восприятия.
С помощью изобразительного искусства можно: корригировать недостатки развития у детей с ОВЗ, научить их элементарному рисованию, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие.
Получить главный результат можно с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие эстетического восприятия, аналитико-синтетической деятельности, воспроизведение формы, размеров, строения, цвета предметов, и их положения в пространстве.
Большое значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом, показ репродукций картин, разбор иллюстраций в книгах и журналах, а также проведение бесед по доступным для детей с ОВЗ произведениям изобразительного искусства.
На занятиях изобразительной деятельности дети учатся наблюдать за происходящим на картине, благодаря этому, у них развивается зрительная память, воображение, фантазия. Во время изучения объекта, педагог формирует умение выделять главное на картине, устанавливать взаимосвязь между общими и частными чертами изображения.
Развитие эстетического восприятия происходит на следующих видах занятий: рисование пейзажа, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве. У детей формируются умения:
- находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходства и различия с реальными предметами
- сравнивать предметы и обобщать их
- правильно воспринимать форму, цвет предмета его расположение в пространстве
- понять красоту изделий и целесообразность их в быту
- подбирать гармоничные сочетания цвета для изображения предметов
- анализировать и рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
- понимать красоту в окружающей действительности
- рассматривать предмет, выделить его главные признаки, форму, цвет, величину
- соотносить выделенные части в соотношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета или его строения
- работать с красками и кистью
- рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества, устанавливать её содержание, сходство с реальностью
- высказывать своё отношение к изображённому предмету
Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее станет главная мысль произведения, благодаря этому сильнее окажутся их переживания и чувства.
Значительное место в эстетическом восприятии занимают демонстрации различных узоров, орнаментов, которые используются в декоративном рисовании. Это помогает детям понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.
Большое значение имеет совместная практическая деятельность. У детей формируется умение передавать цвет, ритм, симметрию, композицию, это усиливает процесс восприятия прекрасного, способствует накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями, рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного.
Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, подобранных объектов как натуральных и искусственных муляжей, игрушек, а также художественно выполненных образцов, способствуют, тому, что даже дети с ОВЗ спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения.
Уроки изобразительного искусства способствуют развитию эстетического восприятия. Благодаря, регулярным занятиям дети с ОВЗ, могут определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие.
И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытству маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.
Литература:
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
- Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.
- Лыкова И. А. «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
|