Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство

Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство

Степанова Оксана Владимировна воспитатель МАДОУ№ 49 г.Великий Новгород

Развитие эстетического восприятия в специальном (коррекционном) образовательном учреждении осуществляется не только в процессе обучения, но и в самостоятельной, свободной деятельности. Работа над эстетическим восприятием проходит во время на протяжении всего образовательного процесса. Различные занятия в силу их специфики обладают большими возможностями для развития эстетического восприятия. Важно, чтобы каждая образовательная деятельность могла быть максимально использована для решения задач эстетического восприятия.

С помощью изобразительного искусства можно: корригировать недостатки развития у детей с ОВЗ, научить их элементарному рисованию, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие.

 

Получить главный результат можно с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие эстетического восприятия, аналитико-синтетической деятельности, воспроизведение формы, размеров, строения, цвета предметов, и их положения в пространстве.

Большое значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом, показ репродукций картин, разбор иллюстраций в книгах и журналах, а также проведение бесед по доступным для детей с ОВЗ произведениям изобразительного искусства.

На занятиях изобразительной деятельности дети учатся наблюдать за происходящим на картине, благодаря этому, у них развивается зрительная память, воображение, фантазия. Во время изучения объекта, педагог формирует умение выделять главное на картине, устанавливать взаимосвязь между общими и частными чертами изображения.

Развитие эстетического восприятия происходит на следующих видах занятий: рисование пейзажа, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве. У детей формируются умения:

  • находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходства и различия с реальными предметами
  • сравнивать предметы и обобщать их
  • правильно воспринимать форму, цвет предмета его расположение в пространстве
  • понять красоту изделий и целесообразность их в быту
  • подбирать гармоничные сочетания цвета для изображения предметов
  • анализировать и рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
  • понимать красоту в окружающей действительности
  • рассматривать предмет, выделить его главные признаки, форму, цвет, величину
  • соотносить выделенные части в соотношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета или его строения
  • работать с красками и кистью
  • рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества, устанавливать её содержание, сходство с реальностью
  • высказывать своё отношение к изображённому предмету

Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее станет главная мысль произведения, благодаря этому сильнее окажутся их переживания и чувства.

Значительное место в эстетическом восприятии занимают демонстрации различных узоров, орнаментов, которые используются в декоративном рисовании. Это помогает детям понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов.

Большое значение имеет совместная практическая деятельность. У детей формируется умение передавать цвет, ритм, симметрию, композицию, это усиливает процесс восприятия прекрасного, способствует накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями, рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного.

Систематическая демонстрация и изучение разнообразных, подобранных объектов как натуральных и искусственных муляжей, игрушек, а также художественно выполненных образцов, способствуют, тому, что даже дети с ОВЗ спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию эстетического восприятия. Благодаря, регулярным занятиям дети с ОВЗ, могут определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие.

И всё же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я стараюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, владения навыками и умениями. Есть две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытству маленького художника, но не требующие от него технической виртуозности. Это игры с красками и работы с разными материалами.

Литература:

  1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева — М.: Академия, 1999.
  3. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе.
  4. Лыкова И. А. «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
Просмотров: 634
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бузыкаева Ильзира. Педагогическая находка «Нетрадиционное рисование в формировании эстетического восприятия дошкольников»
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Веселова Н. В. Конспект организованной образовательной изобразительной деятельности с использованием техники пластилинографии во второй младшей группе.
  • Комолова Елена Витальевна. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Тазетдинова Ирина Яткаровна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в области художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития на тему: «ОБЖ изучай, во дворе без опаски гуляй»
  • Варламова Анастасия Николаевна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в области художественно-эстетического и физического развития на тему: «В здоровом теле — здоровый дух, когда ходишь в баню не страшен недуг»
  • Портнова Ольга Ивановна Жарова Жанна Юрьевна. Схематическое рисование как метод интеграции изобразительного творчества и речевого развития
  • Шманева Елена Викторовна. Конспект интегрированной образовательной деятельности в области художественно — эстетического развития на тему: «Семеро козлят за здоровый образ жизни!» (подготовительная к школе группа) (авторская разработка)
  • Хаустова Юлия Петровна. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кочнева Валентина Валерьевна. «Модель взаимодействия ДОО с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития».
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования
  • Оксана Горбунова. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Харченко Татьяна Владимировна. Ознакомление со скульптурой как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. «Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Кузнецова Любовь Александровна. «Развитие тактильного и кинетического восприятия у детей дошкольного возраста»
  • Горбачева Юлия Анатольевна. Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Леньшина Татьяна Александровна. «Модель образовательной области художественно-эстетического развития дошкольников»
  • Шадринцева Екатерина. Интеллектуальное развитие детей предшкольного возраста с нарушениями речи в условиях эстетического воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь