Малышева Светлана Николаевна инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань.
Белгородский район, Белгородская область
Художественное творчество формирует и развивает детей. Даже первые неоформленные работы детей уникальны, так как они знакомятся с цветом и оттенками в процессе рисования. Развитие восприятия цвета детьми во многом связано с их цветовым окружением. Умение видеть и отличать цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка. Малыши различают предметы по цвету раньше, чем узнают форму предметов, поэтому на индивидуальных занятиях используются разнообразные предметы, инструменты и материалы. Все познание окружающего мира связано с цветовым восприятием, цвет делает это познание интересным.
Скачать конспект
Применяя разные способы изображения в рисунке, чтобы образ получился выразительным, дети учатся использовать различные нетрадиционные техники рисования. Рисование с применением игровых приемов не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, они относятся к рисунку как к увлекательной игре. Радость творчества, хорошее настроение на протяжении всего времени занятия – это основная задача. Разнообразие цветовой палитры позволяет выразить в рисунке ритм, передать эмоции.
Отличный способ сенсорного знакомства с цветами – пальчиковые краски. Ребёнок может рисовать пальчиками и ладонями с трех лет, при этом интерес – лучшее побуждение в творчестве. Используя прием контраста цвета берем большой лист бумаги и даем свободу творчества. У малышей еще не сформировался навык рисования, но им свойственно все исследовать, поэтому нужно использовать эту способность детей. Валики, трафареты, приспособления и шаблоны помогают ребенку с ограниченными возможностями сделать рисование увлекательным. Даже тридцать минут занятий в день приводит к удивительным результатам, при этом должна быть определенная система, не от случая к случаю.
Ребёнок пальчиками касается краски и наносит на бумагу точки, пятнышки, мазки. Сначала набирается краска одного цвета, это красный, оранжевый, желтый. Потом, пробуем другие цвета: зеленый, голубой, розовый. Красный и оранжевый цвет детей успокаивают, дают ощущение тепла и уюта. Яркие краски стимулируют физическую и умственную активность детей, положительно влияют на позитивное настроение. Пальчиками рисуем солнышко, шарики, одуванчики, бабочек, ручеек и плывущие лодочки. После показываем работу со штампом (круг, квадрат), ритмичное размещение отпечатков на выделенном формате совместная деятельность по подражанию. По окончании рисования пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается и проводится пальчиковая игра.
На занятиях используется прием растирания сухой крошки цветного мела с помощью стеки или маленького кусочка наждачной бумаги (терки). Сначала мел натирается и потом пальчики растирают полученную краску круговыми движениями, мазками и линиями. Рисование сухими красками – отличный способ для развития мелкой моторики рук, развитие умения подобрать оттенки, сочетания цвета. При рисовании фона применяем оттенки в светлых тонах зеленого, синего и фиолетового цвета.
Рисование ладошками также дарит радость творчества, увлекает малыша, помогает ему создать сказочный образ жар птицы, веселых медуз или золотой рыбки. Смешиваем краску на палитре и рисуем ладошкой яркими и нежными оттенками: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, голубого, светло-сиреневого цвета. Печать от руки очень интересный игровой прием. При этом используем экспериментирование, которое позволяет детям избавиться от страха перед неудачей. В процессе рисования ребёнок делает отпечаток на бумаге сохранной рукой, далее в сопровождении пробуем рисовать обеими руками, окрашенными разными цветами. Ребенок учится набирать краску, оставлять на бумаге следы, пользоваться ватной палочкой при рисовании «тычком». Показываем, как замыкается линия при образовании формы, рисуем цветные клубочки. В завершении рисуем поролоном в технике печатания и дорисовываем детали. После рисования руки вытираются влажной салфеткой, далее проводим пальчиковую гимнастику. Интересны рисунки детей в технике монотипия, рисования оттиском, смятой бумагой.
Цвет привлекает внимание детей, это стимулирует все их познавательные возможности. Проводим игры: «Какого цвета фрукты (овощи, ягоды)?». Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? В игровой форме раскрашиваем силуэтные картинки: фрукты, ягоды, грибы, животных. Мальчики любят раскрашивать машины. Дети любят смешивать цвета на палитре, даже окрашенная вода в баночке воспринимается малышом как игра.
Итогом занятий отмечаем умения ребенка, связанные с цветом: в 3- 4 года ребенок способен различать 5 – 6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов; в 5 – 6 лет выделять и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой), различает множество оттенков и стремится знать их названия; в 7 лет полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; умеет давать характеристику оттенкам по различным признакам (насыщенность, светлота); умеет смешивать цвета, используя приемы наложения, вливания; подбирать гармоничные цвета.
В завершении реабилитации делаем выставку детских работ, отмечаем динамику, личностный результат каждого ребенка. Желание рисовать, сделать свою работу еще лучше и выразительнее является значимым для педагога, ребенка и его родителей.
Используемая литература:
И.А. Лыкова «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки», учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013;
С.В. Погодина «Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников». М.: ВАКО, 2015.
|