Малышева Светлана Николаевна. Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования

Развитие цветового восприятия детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования

Малышева Светлана Николаевна инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань.

Белгородский район, Белгородская область

Художественное творчество формирует и развивает детей. Даже первые неоформленные работы детей уникальны, так как они знакомятся с цветом и оттенками в процессе рисования. Развитие восприятия цвета детьми во многом связано с их цветовым окружением. Умение видеть и отличать цвета – важнейшая ступень сенсорного развития ребёнка. Малыши различают предметы по цвету раньше, чем узнают форму предметов, поэтому на индивидуальных занятиях используются разнообразные предметы, инструменты и материалы. Все познание окружающего мира связано с цветовым восприятием, цвет делает это познание интересным.

 

Скачать конспект

Применяя разные способы изображения в рисунке, чтобы образ получился выразительным, дети учатся использовать различные нетрадиционные техники рисования. Рисование с применением игровых приемов не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, они относятся к рисунку как к увлекательной игре. Радость творчества, хорошее настроение на протяжении всего времени занятия – это основная задача. Разнообразие цветовой палитры позволяет выразить в рисунке ритм, передать эмоции.

Отличный способ сенсорного знакомства с цветами – пальчиковые краски. Ребёнок может рисовать пальчиками и ладонями с трех лет, при этом интерес – лучшее побуждение в творчестве. Используя прием контраста цвета берем большой лист бумаги и даем свободу творчества. У малышей еще не сформировался навык рисования, но им свойственно все исследовать, поэтому нужно использовать эту способность детей. Валики, трафареты, приспособления и шаблоны помогают ребенку с ограниченными возможностями сделать рисование увлекательным. Даже тридцать минут занятий в день приводит к удивительным результатам, при этом должна быть определенная система, не от случая к случаю.

Ребёнок пальчиками касается краски и наносит на бумагу точки, пятнышки, мазки. Сначала набирается краска одного цвета, это красный, оранжевый, желтый. Потом, пробуем другие цвета: зеленый, голубой, розовый. Красный и оранжевый цвет детей успокаивают, дают ощущение тепла и уюта. Яркие краски стимулируют физическую и умственную активность детей, положительно влияют на позитивное настроение. Пальчиками рисуем солнышко, шарики, одуванчики, бабочек, ручеек и плывущие лодочки. После показываем работу со штампом (круг, квадрат), ритмичное размещение отпечатков на выделенном формате совместная деятельность по подражанию. По окончании рисования пальчики вытираются салфеткой, затем краска легко смывается и проводится пальчиковая игра.

На занятиях используется прием растирания сухой крошки цветного мела с помощью стеки или маленького кусочка наждачной бумаги (терки). Сначала мел натирается и потом пальчики растирают полученную краску круговыми движениями, мазками и линиями. Рисование сухими красками – отличный способ для развития мелкой моторики рук, развитие умения подобрать оттенки, сочетания цвета. При рисовании фона применяем оттенки в светлых тонах зеленого, синего и фиолетового цвета.

Рисование ладошками также дарит радость творчества, увлекает малыша, помогает ему создать сказочный образ жар птицы, веселых медуз или золотой рыбки. Смешиваем краску на палитре и рисуем ладошкой яркими и нежными оттенками: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, голубого, светло-сиреневого цвета. Печать от руки очень интересный игровой прием. При этом используем экспериментирование, которое позволяет детям избавиться от страха перед неудачей. В процессе рисования ребёнок делает отпечаток на бумаге сохранной рукой, далее в сопровождении пробуем рисовать обеими руками, окрашенными разными цветами. Ребенок учится набирать краску, оставлять на бумаге следы, пользоваться ватной палочкой при рисовании «тычком». Показываем, как замыкается линия при образовании формы, рисуем цветные клубочки. В завершении рисуем поролоном в технике печатания и дорисовываем детали. После рисования руки вытираются влажной салфеткой, далее проводим пальчиковую гимнастику. Интересны рисунки детей в технике монотипия, рисования оттиском, смятой бумагой.

Цвет привлекает внимание детей, это стимулирует все их познавательные возможности. Проводим игры: «Какого цвета фрукты (овощи, ягоды). Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? В игровой форме раскрашиваем силуэтные картинки: фрукты, ягоды, грибы, животных. Мальчики любят раскрашивать машины. Дети любят смешивать цвета на палитре, даже окрашенная вода в баночке воспринимается малышом как игра.

Итогом занятий отмечаем умения ребенка, связанные с цветом: в 3- 4 года ребенок способен различать 5 – 6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов; в 5 – 6 лет выделять и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой), различает множество оттенков и стремится знать их названия; в 7 лет полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; умеет давать характеристику оттенкам по различным признакам (насыщенность, светлота); умеет смешивать цвета, используя приемы наложения, вливания; подбирать гармоничные цвета.

В завершении реабилитации делаем выставку детских работ, отмечаем динамику, личностный результат каждого ребенка. Желание рисовать, сделать свою работу еще лучше и выразительнее является значимым для педагога, ребенка и его родителей.

Используемая литература:

И.А. Лыкова «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки», учебно-методическое пособие. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013;

С.В. Погодина «Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников». М.: ВАКО, 2015.

Просмотров: 701
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шиморянова Елена Николаевна. Технологическая карта НОД. Тема «Какого цвета настроение»
  • Василенко Светлана Борисовна. 'Психология восприятия цвета' деловая игра для педагогов
  • Парфенова Кристина Николаевна. Нетрадиционные техники рисования. Рисование пальчиками. «Мое любимое дерево осенью» 2 младшая группа
  • Цвета Солнца. Стихи для детей.
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • Сосновскася Светлана Александровна. Развивающая математическая игра «Цвета»
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Большакова Виктория Алексеевна. Летний праздник. «Какого цвета лето»
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. Интерактивная дидактическая игра «Цвета»
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Соловьева Анжелика Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
  • Коржова Анна Викторовна. Буклет «Тайный мир цвета»
  • Петросян Мадлена Михайловна. Образовательный проект «Три говорящих цвета»
  • Земскова Ольга Сергеевна. Образовательный проект «Три говорящих цвета»
  • Кузьмина Вера Валерьевна Чемпосова Юлия Викторовна. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Калимуллина Эльвира Фанисовна. Конспект занятия по английскому языку в средней группе 'Color's' - 'Цвета'
  • Черданцева Елена Фёдоровна. Конспект занятия Тема занятия: «Цвета»
  • Корнеева Ольга. Сборник стихотворений для детей от Ольга Корнеева 'Учим цвета'
  • Прокудина Татьяна Яковлевна. «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности Рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками (пальчиками) «Берлога для медвежонка
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Титаренко Нина Александровна. «Нетрадиционные техники рисования в коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
  • Клембо Марина Михайловна. Конспект образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию (рисование) с применением нетрадиционной техники рисования «Печать листьями» «Осенний листопад»
  • Токарева Ольга Анатольевна. «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Зарубина Наталья Вячеславовна. Рабочая программа кружка «Творчество и красота» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки) для детей старшего дошкольного возраста.
  • Климина Оксана Владимировна. Творческий проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
  • Бондарева Лариса Николаевна. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Конспект ООД в младшей группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь