Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»

«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»

  • Екатерина Владимировна Тюрина воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1544 город Москва.
  • Ирина Владимировна Кобзева воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №763 ДУК-6 город Москва

Подготовка к обучению грамоте дошкольника считается одной из сложнейших задач в деятельности педагога.

Дети с ОНР с трудом овладевают терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», слиянием звуков, слогов. Освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Такие дети входят в группу риска по развитию в школьном возрасте дислексии и дисграфии.

Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематических представлений, что существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Другая причина, по мнению С. Е. Гордеевой, кроется в том, что в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий и правил. Причем, «невладение» учебной информацией блокирует чувства ребенка, порождает у него страх, неуверенность, «убивает» интерес к познанию.

Такие недостатки образования можно преодолеть с помощью создания и использования технологий, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т. е. были бы природосообразны и биоадекватны.

Существуют несколько направлений, основанных на природосообразных технологиях обучения детей. Одно из них заключается в том, что обработка информации правым полушарием и продуцирование речи левым позволяют осуществлять «схватывание» учебного материала единовременно. Подобная совокупность связей образует определенную целостность мышления, что в свою очередь освобождает мыслительные операции от излишнего механического заучивания.

 

Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувств и знаний с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления.

То есть мы можем использовать компоненты искусства в обучении ребенка с речевым недоразвитием основам грамоты.

Цвет:

  • первый звук названия цвета служит предметной основой составления азбуки
  • цветные сказки сообщают детям о цвете и его смешении
  • восприятие и воспроизведение цветовых компонентов способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Музыка:

  • музыкальное произведение – фон сказки
  • музыка служит своеобразным «аккомпанементом» характера героев сказки
  • восприятие и воспроизведение музыкальных звуков способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Движение:

  • пантомима звука, слова, предложения
  • пантомима героев сказки
  • восприятие и воспроизведение пантомимы способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Как показывает опыт, лучше всего дети усваивают новые знания в игре. Следовательно, основным видом деятельности на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте будет сказочная игра.

На занятиях в старшей группе педагог интегрирует разные виды искусства.

К примеру, мы провели с детьми занятие по теме: «Звук «м», буква М».

Целью занятия было: обучение детей распознаванию звука «М» и взаимодействовать с ним в окружении компонентов цвета, музыки, движения.

В начале занятия появляется Фея «М», которая предлагает детям познакомиться со звуком «м» и буквой М и послушать сказку.

« «Малиновая сказка».

В далекой волшебной стране текла фиолетовая река, текла она текла и разлилась фиолетовым озером. Солнце пригрело его своими лучами, и ночью над озером поднялся и заклубился фиолетовый туман.

На небе мерцали красные звезды. Они никогда не видели такой красоты. Засмотревшись на это великолепное фиолетовое озеро и фиолетовый туман, звезды не заметили, как стали падать, окрашивая воду в удивительный малиновый цвет. Малиновая заря осветила малиновым цветом и озеро, и кусты малины вокруг.

На холме, чуть в стороне от малинового озера, стояла церковь. Свет от малиновой зари дошел до колокола. И тот начал раскачиваться, разнося по всей округе нежный малиновый звон.

Фиолетовое озеро.

Фиолетовый туман.

Звезды на небе завидуют

Этим грустным берегам.

И от красных звезд малиновым

Стало озеро в ночи.

Заросло потом малиною.

Но лишь солнышка лучи

Размалиновели озеро,

Так тотчас со всех сторон

Долетел до нас малиновый

Колокольный перезвон».

Затем Фея предлагает попробовать смешать краски фиолетовую и красную, получится малиновый цвет.

Далее, дети знакомятся со словами, в которых звук «м» находится в начале слова, в середине и в конце, делают звуковой анализ слогов.

После пальчиковой гимнастики, детям предлагается обвести восковыми карандашами контур буквы М, а затем закрасить ее малиновым цветом, смешав фиолетовый и красный.

Все занятие сопровождается музыкой, а когда в сказке говорится про малиновый звон, то детям включается запись колокольного звона.

В конце занятия дети рассматривают получившиеся буквы, припоминают с каким звуком их познакомила Фея и с какой буквой, как они получили малиновый цвет.

Такие занятия наиболее запоминаются детям.

Список литературы:

  1. Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 144 с. (Специальная психология.)
  2. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Издательство: Айрис-пресс, 2006, с. 128.
  3. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с "особым" ребенком. Издательство: Речь, 2006, с. 144.
  4. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
Просмотров: 644
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Федосеева Каринэ Минасовна. Конспект подгруппового занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква [С]»
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Горобец Елена Валерьевна. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Знакомство со звуком и с буквой «Б»
  • Бурова Ольга Александровна. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Ворошилова Ирина Анатольевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Дашимолонова Саяна Викторовна. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква С»
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Иванова Ирина Викторовна. Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Дифференциация звуков [С] –[Ш] «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква «Х»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Светлана Шишкина. Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте 'Звук С и буква С'
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Интегрированное занятие по обучению грамоте и физической культуре в старшей группе. Тема занятия: «Космическое путешествие на Третью планету». Звук К.
  • Зотеева Елена Юрьевна. Звук и буква «З» обучение грамоте.
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Короткова Людмила Валентиновна Дидур Светлана Александровна. Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
  • Андросова Екатерина Александровна. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе 'Грамоте учиться всегда пригодится'
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук И, буква И» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Долгий Лилия Михайловна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе на тему: Путешествие в Северную Америку к индейцам. Звук [Ц].
  • Иванова Ирина Викторовна. Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР 'День рождение Раи и Риты'
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звуки «Ч» - «Щ»
  • Басараб Наталья Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Весёлая школа»
  • Рыбакова Светлана Петровна. Конспект итогового занятия по обучению грамоте: «Путешествие по Стране Знаний» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква И»
  • Салина Светлана Викторовна. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) Тема: «Путешествие в город букв и звуков»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь