- Екатерина Владимировна Тюрина воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1544 город Москва.
- Ирина Владимировна Кобзева воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №763 ДУК-6 город Москва
Подготовка к обучению грамоте дошкольника считается одной из сложнейших задач в деятельности педагога.
Дети с ОНР с трудом овладевают терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», слиянием звуков, слогов. Освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Такие дети входят в группу риска по развитию в школьном возрасте дислексии и дисграфии.
Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематических представлений, что существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Другая причина, по мнению С. Е. Гордеевой, кроется в том, что в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий и правил. Причем, «невладение» учебной информацией блокирует чувства ребенка, порождает у него страх, неуверенность, «убивает» интерес к познанию.
Такие недостатки образования можно преодолеть с помощью создания и использования технологий, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т. е. были бы природосообразны и биоадекватны.
Существуют несколько направлений, основанных на природосообразных технологиях обучения детей. Одно из них заключается в том, что обработка информации правым полушарием и продуцирование речи левым позволяют осуществлять «схватывание» учебного материала единовременно. Подобная совокупность связей образует определенную целостность мышления, что в свою очередь освобождает мыслительные операции от излишнего механического заучивания.
Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувств и знаний с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления.
То есть мы можем использовать компоненты искусства в обучении ребенка с речевым недоразвитием основам грамоты.
Цвет:
- первый звук названия цвета служит предметной основой составления азбуки
- цветные сказки сообщают детям о цвете и его смешении
- восприятие и воспроизведение цветовых компонентов способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.
Музыка:
- музыкальное произведение – фон сказки
- музыка служит своеобразным «аккомпанементом» характера героев сказки
- восприятие и воспроизведение музыкальных звуков способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.
Движение:
- пантомима звука, слова, предложения
- пантомима героев сказки
- восприятие и воспроизведение пантомимы способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.
Как показывает опыт, лучше всего дети усваивают новые знания в игре. Следовательно, основным видом деятельности на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте будет сказочная игра.
На занятиях в старшей группе педагог интегрирует разные виды искусства.
К примеру, мы провели с детьми занятие по теме: «Звук «м», буква М».
Целью занятия было: обучение детей распознаванию звука «М» и взаимодействовать с ним в окружении компонентов цвета, музыки, движения.
В начале занятия появляется Фея «М», которая предлагает детям познакомиться со звуком «м» и буквой М и послушать сказку.
« «Малиновая сказка».
В далекой волшебной стране текла фиолетовая река, текла она текла и разлилась фиолетовым озером. Солнце пригрело его своими лучами, и ночью над озером поднялся и заклубился фиолетовый туман.
На небе мерцали красные звезды. Они никогда не видели такой красоты. Засмотревшись на это великолепное фиолетовое озеро и фиолетовый туман, звезды не заметили, как стали падать, окрашивая воду в удивительный малиновый цвет. Малиновая заря осветила малиновым цветом и озеро, и кусты малины вокруг.
На холме, чуть в стороне от малинового озера, стояла церковь. Свет от малиновой зари дошел до колокола. И тот начал раскачиваться, разнося по всей округе нежный малиновый звон.
Фиолетовое озеро.
Фиолетовый туман.
Звезды на небе завидуют
Этим грустным берегам.
И от красных звезд малиновым
Стало озеро в ночи.
Заросло потом малиною.
Но лишь солнышка лучи
Размалиновели озеро,
Так тотчас со всех сторон
Долетел до нас малиновый
Колокольный перезвон».
Затем Фея предлагает попробовать смешать краски фиолетовую и красную, получится малиновый цвет.
Далее, дети знакомятся со словами, в которых звук «м» находится в начале слова, в середине и в конце, делают звуковой анализ слогов.
После пальчиковой гимнастики, детям предлагается обвести восковыми карандашами контур буквы М, а затем закрасить ее малиновым цветом, смешав фиолетовый и красный.
Все занятие сопровождается музыкой, а когда в сказке говорится про малиновый звон, то детям включается запись колокольного звона.
В конце занятия дети рассматривают получившиеся буквы, припоминают с каким звуком их познакомила Фея и с какой буквой, как они получили малиновый цвет.
Такие занятия наиболее запоминаются детям.
Список литературы:
- Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 144 с. (Специальная психология.)
- Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Издательство: Айрис-пресс, 2006, с. 128.
- Набойкина Е. Л. Сказки и игры с "особым" ребенком. Издательство: Речь, 2006, с. 144.
- Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
|