Образовательная область – речевое развитие
Цель: Формирование звуковой культуры речи дошкольников.
Задачи:
- закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении, количество предложений в тексте;
- упражнять в составлении слов из первых звуков предлагаемых слов, из первых и последних слогов предлагаемых слов, в составлении предложений из опорных слов, в определении количества слов в предложении, количества предложений в тексте;
- совершенствовать фонетическое, фонематическое и слуховое восприятие;
- активизировать речь детей;
- воспитывать учебные навыки.
Ход НОД
скачать конспект
Воспитатель – Ребята, вы – будущие первоклассники и скоро все пойдёте в школу. Я вам предлагаю поиграть в игру «Школа». Я буду ваша учительница, а вы мои ученики. Вы согласны?
Дети – Да!
Воспитатель – Как ученики в школе узнают о начале урока?
Дети – Звенит звонок.
Воспитатель – Звенит звонок, всех зовёт на урок! Занимайте места за столами. Хочу вас познакомить с нашей гостьей (показывает куклу)
Это школьница Вера. Она всё знает о школьном обучении и хочет посмотреть, готовы ли вы идти в школу. Ну что, ребята, покажем Вере свои знания и то, что вы действительно готовы идти в школу?
Дети – Да!
Воспитатель – Хочу вам напомнить: не забывайте о правилах поведения на уроке. А также, я хочу убедиться в том, что вы внимательны и умеете работать самостоятельно. А будем мы сегодня играть со звуками и словами. Но в начале урока мы проведём весёлую гимнастику для язычка.
Улыбается ребёнок, Языком давить стараюсь,
Хобот вытянул слонёнок. В щёку сильно упираюсь.
Вот зевает бегемот, Раздалась моя щека,
Широко открыв свой рот. Как мешок у хомяка.
Вот толстяк – надуты щёки Щёки надую и выпущу пар,
И, наверно, руки в боки. И запыхчу, как большой самовар.
Вот худышка – щёки впали: Влево-вправо кончик ходит,
Видно есть ему не дали. Будто места не находит.
Упражнение «Лошадка»
Воспитатель – Молодцы. А теперь скажите, какие бывают звуки?
Дети – Звуки бывают гласные и согласные. Согласные бывают твёрдые и мягкие.
Воспитатель – Давайте поиграем в игру. Я вам буду называть звуки. Если вы услышите согласный мягкий звук, покажите карточку соответствующего цвета. Будьте внимательны
Воспитатель называет звуки, дети выполняют задание.
Воспитатель – Скажите, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? (Предлагаются следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом, дом – лом, каша – Маша).
Воспитатель – Из чего состоят слова?
Дети – Слова состоят из звуков.
Воспитатель – А предложения?
Дети – Предложения состоят из слов.
Воспитатель – А текст?
Дети – Текст состоит из предложений.
Воспитатель – Скажите, сколько звуков в словах: луч, гром, весна?
Дети определяют
Воспитатель – Назовите эти звуки и дайте им характеристику.
Дети выполняют задание.
Воспитатель – Составьте слово из первых звуков слов: лак, укроп, жёлудь, апельсин. (Лужа)
Дети выполняют задание
Воспитатель – А теперь составьте слова по трёхзвуковой модели: твёрдый согласный, гласный, твёрдый согласный (лук, сок, дом и другие слова)
Дети выполняют задание.
Воспитатель – Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Топай – хлопай».
Я буду называть слова, а вы, когда услышите согласный мягкий звук, хлопайте в ладоши, а если услышите согласный твёрдый звук – топайте ногами.
Проводится игра
Воспитатель – Ребята, вы уже знаете, что все слова делятся на слоги. Давайте определим количество слогов в словах: ручей, бежит, маленький.
Дети хлопками определяют количество слогов.
Воспитатель – Какой первый слог в слове ручей?
Дети – Ру –
Воспитатель – Назовите другие слова, которые начинаются со слога ру-
Дети – Рубашка, рукавицы, рулет, рука, рукав и др.
Воспитатель – А я знаю вот такие слова: рубанок, рукоятка, рукотворный, рулетка, Румыния. Можете объяснить, что означают эти слова?
Дети объясняют. В случае затруднения воспитатель сама объясняет их значение.
Воспитатель – Я вам сейчас назову слова, а вы из первых слогов этих слов составьте слово: каша, пельмени. (Капель)
Дети называют слово.
Воспитатель – А теперь из последних слогов слов составьте слово: кенгуру, ничей. (Ручей)
Дети называют слово.
Воспитатель – Ребята, вы сказали, что из слов состоят предложения. Я вам сейчас зачитаю предложение, а вы скажете, сколько в нём слов. «Бежит, струится маленький серебряный ручей».
Дети определяют количество слов.
Воспитатель – Давайте вместе проговорим предложение, чтобы запомнить его.
Дети проговаривают. Воспитатель «раздаёт» детям слова и просит «построить» предложение в правильной последовательности.
Дети выполняют задание
Воспитатель – А теперь вы составьте предложение из опорных слов: оживает, весна, природа, вся. (Весной оживает вся природа)
Дети составляют предложение.
Воспитатель – Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови слово на последний звук».
Дети стают в круг. Первый ребёнок передаёт мяч другому ребёнку и называет любое слово. Следующий ребёнок берёт мяч и, передавая его другому ребёнку, называет слово на последний звук и т. д.
Воспитатель – Ребята, я вам сейчас зачитаю текст, а вы определите количество предложений в нём.
«Наступила весна. Ярко светит весеннее солнце, согревая землю своими лучами. На земле появились первые проталины. На деревьях распускаются первые почки. Из тёплых краёв возвращаются перелётные птицы».
Дети определяют.
Воспитатель – Молодцы ребята. Вы сегодня были очень активны. И школьница Вера принесла каждому из вас подарок, замечательный смайлик с надписью «Знайки». (Обращается к кукле). Вера, понравился тебе наш урок? Как ты думаешь, готовы ребята идти в школу? Спасибо тебе, что пришла к нам в гости. (Провожает куклу). Ребята, а вам понравилось играть в «школу»?
Подводится итог занятия.
Используемая литература: В.В. Гербова «Развитие речи, подготовительная группа»; Н.С. Варенцова «Обучение грамоте»
|