Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР "День рождение Раи и Риты"
Цели:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепление навыков правильного произношения звука [Р] в речи.
- Обучение детей давать сравнительную характеристику звуков [Р] и [Р"].
Скачать материал к занятию
Скачать конспект
Коррекционно – развивающие:
- Обучение детей умению дифференцировать звуки Р – Рь.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа.
- Совершенствование навыков чтения..
Коррекционно – воспитательные
- Развитие умения вслушиваться в стихотворную речь.
Оборудование:
две куклы: одна в синем платье, другая в зеленом платье;
картинки: тигр, рысь, рак, баран, кенгуру, комар, корова, носорог, шары, сыр, шарик, забор, куры, морковь,
игрушки: матрешка, резинки, тигр, жираф, черепаха;
слова, написанные на дугах: рука, сыр, нора, сыр,, роса, рак;
карточка «Поменяй местами матрешек»;
пособие на чтение предложений «У Ромы…»;
фишки,
пособие на определение места звука в слове.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент
– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
II. Основная часть
1. ПОСТАНОВКА ИГРОВОЙ ЗАДАЧИ
– Я хочу сегодня пригласить вас в гости на День рождения. Вы хотите узнать, к кому мы пойдем? Мы пойдем к Рае и Рите.
Угадайте, о каких звуках мы будем сегодня говорить? О звуках [Р] и [Р"].
2. ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] ИЗ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ НА КАРТИНКАХ
На День рождения придет много гостей, которые будут сегодня нам предлагать различные задания.
Перед вами фотографии друзей Раи и Риты. (см. Приложение 1) Но они пригласили только тех, в названии которых есть звуки Р или Р". Угадайте, кого они пригласили.
3. АНАЛИЗ АРТИКУЛЯЦИИ И ЗВУЧАНИЯ ЗВУКА [Р]
Логопед. Рысь просит нас рассказать о звуке, с которого начинается ее название. Какой это звук? (Звук [Р]) Как выдумаете, звук [Р] — гласный или согласный? (Это согласный звук. При его произнесении язык вибрирует возле «бугорков» за верхними зубами. Звук нельзя петь, но можно тянуть.) Звук звонкий или глухой? Докажите. (Звук [Р] — звонкий, при его произнесении дрожит горлышко, голосовые связки вибрируют.)
Звук Р бывает твердым и мягким.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА [Р] В СЛОВЕ
Гостей (см. Приложение 2) нужно рассадить за стол. Вывешиваются карточки для определения места звука в слове. За первый стол сядут гости, в названии которых звук Р стоит в начале слова, за второй – в середине и за третий – в конце.
5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р] и [Р"].
Логопед. Вспомните, каким цветом мы обозначаем твердые согласные при анализе слов, а каким — мягкие. Посмотрите на платья наших кукол: одна из них — в синем, а другая — в зеленом. Как вы думаете, какую из кукол зовут Рая, а какую — Рита. (В синем платье – Рая, в зеленом платье – Рита)
-Гости приготовили для Раи и Риты подарки. Если в названии подарка слышится звук Р, то это подарок для Раи, а если слышится мягкий Р", то это подарок для Риты.
Подарки для Раи: пирамидка, тигр, жираф.
Подарки для Риты: черепаха, резинки, матрешка.
6. ДИНАМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков.)
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
7. ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВО».
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ
Логопед. Гости любят поиграть.
На доску вывешиваются картинки: шары, сыр, шарик, забор. (см. Приложение 3)
Логопед. Игра от барана.
Наш баран уж очень строг:
Предложил такой урок —
Для начала поиграю
В «Добавлялки» с вами.
А потом слова по звукам
Разберете сами.
- Я читаю чистоговорки, вы добавляете слово по смыслу, называете в этом слове гласные и количество слогов.
Ры—Ры—Ры — у малышей... (шары).
Ыр-ыр-ыр – я ем вкусный … (сыр).
Рик-рик-рик – держу я красный … (шарик).
Бор-бор-бор – Крашу я … (забор).
- Наш баран был не очень грамотный и смог написать только гласные (см. Приложение 4) из угаданных слов. Помогите барану подобрать картинки к написанным гласным.
7. ЧТЕНИЕ СЛОВ
Показывается картинка тигра,, слова, написанные на дугах (см. Приложение 5): шары, рука, сыр, рак, нора, роса.
Логопед. Игра от тигра:
Мой тигренок все резвится,
Ему в пещере не сидится.
Он по камешкам поскачет —
Упадет и не заплачет.
А на камешках — слова,
Их прочтете без труда.
10. ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»
Логопед: Игра от тигра:
Я — очень умная корова,
Вам загадать хочу слова:
Матрешек вы по росту поставите
И задуманное слово
Без труда узнаете.
Надо переставить матрешек (см. Приложение 6) от большей к меньшей и прочитать задуманное слово. (Рома)
Задания на усмотрение логопеда:
Звуко-буквенный анализ слова Рома.
Придумывание предложений со словом Рома и составление схемы предложения. (Рома бегает).
11. ЧТЕНИЕ ФРАЗ.
Логопед. Вот задание от носорога.
Почитайте вы немного.
(см Приложение 7: пособие для чтения: У Ромы – сыр. У Ромы – рак. У Ромы – рама. У Ромы – сахар.)
12. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ
Логопед убирает карточки с животными и спрашивает у детей о том, помнят ли они, кто сегодня из животных предлагал им игрыя.
Логопед. Какой звук и букву мы сегодня изучали? Что нового вы узнали на этом занятии?
|