Составил: учитель-логопед Аксёнова Ирина Александровна
Дата проведения: 28 ноября 2018 г.
Ребёнок по структуре речевого нарушения: ФФНР.
Возраст ребёнка: 6 лет.
Цель:
- Автоматизация звука л в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях;
- совершенствовать навыки согласования слов в роде, числе и падеже;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение на слух выделять заданный звук в слове;
- развивать умение запоминать и воспроизводить по памяти определённое количество предметов, изображенных на картинках, на заданный звук;
- развивать умение образовывать множественное число существительных;
- развивать умение подбирать слова--картинки на заданный звук, подходящие по смыслу;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение вслушиваться в речь окружающих, самоконтроль над поставленным звуком.
Планируемые результаты: ребёнок правильно произносит звук [л] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Оборудование: магнитная доска, картинки для отгадывания загадки, карточки артикуляционной гимнастики, зеркало, корзинка с атрибутами для игр (волшебный коврик, волшебная палочка), карточки для выполнения игровых заданий, игровое поле-лабиринт, шишки.
Ход занятия
Создание мотивационного поля:
- Сегодня мы отправимся с тобой в путешествие, где нас ждут увлекательные задания. А чтобы нам было веселее, мы пойдём не одни, а возьмём с собой друга. Только кто же этот друг, нам нужно сперва отгадать. Послушай внимательно загадку:
Хожу я в рыжей шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)
Ребёнок отгадывает загадку и выбирает белку из предложенных картинок (картинки размещены на магнитной доске)
Основная часть
Взрослый приглашает ребёнка пройти к столу и выполнить игровые задания.
1 задание
Послушать стихотворение и назвать звук, который взрослый выделяет голосом.
Белая лужайка, Белая фуфайка, Я на лыжах побегу, Ты меня поймай-ка!
Дать описание звуку [л].
3 задание
Артикуляционная гимнастика перед зеркалом, с опорой на картинки ( «Заборчик», «Блинчик», «Иголочка», «Чашечка», «Маляр», «Почистим зубки»).
4 задание «Звуковая дорожка».
Уточнение правильного произношения звука [л] в изолированной позиции.
5 залание
Пройти по лабиринту (провести пальчиком), назвать, что изображено на картинках, чётко произнося звук [л].
6 задание «Волшебная палочка» (умение образовывать множественное число существительных)
- заглянем в корзинку к белочке, что там она для нас приготовила? Это волшебная палочка, дотрагивайся ею до каждой картинки и изменяй слова. Например: лодка – лодки, локоть – локти.
- как изменились слова, что они стали обозначать после того, как ты дотронулся до них волшебной палочкой?
7 задание «Угадай, чего не стало»
- посмотрим, что есть ещё в корзинке у белочки? Это волшебный коврик, ты закрывай глаза, а белочка будет прятать от тебя картинки, тебе нужно угадать, чего не стало.
Физминутка: Взрослый предлагает ребёнку пройти к следующему столу для выполнения новых заданий, по пути собрать шишки в корзинку для белочки, заранее разложенные на полу.
- в корзинке сюрпризы для нас закончились, пройдём к следующему столу, и посмотрим, что там для нас приготовлено. Возьмём с собой пустую корзинку и наберём для белки по дороге шишек.
8 задание «Угадай» (согласование в роде, числе, падеже)
Подобрать картинки к словам-действиям, проговорить, какие получились словосочетания.
Слова-действия: летает, плавает, надевают, едят.
Картинки к ним: ласточка, лодка, клубника, пчела, футболка, яблоко, свекла, платье, голубь, водолаз.
9 задание «Аналогии» (развитие логического мышления)
Найти подходящие друг к другу картинки, составить словосочетания. Проговори, что у тебя получилось. Например: белка и дупло, лошадь и седло и т.д.
10 задание «Придумай сам» (умение согласовывать в предложении слова в роде, числе, падеже)
Из предложенных словосочетаний составить предложения.
Картинки со словосочетаниями: спелое яблоко, белые ландыши, слойка с клубникой, луковый салат, пойти в школу, поймать пчелу, подметать пол, кататься на велосипеде, милая Лана, плакса Мила, смелый Володя, бабушка Лада.
11 задание «Что мальчик Павел видел в лесу?»
Рассмотреть картинку, составить предложения.
Подведение итога: попросить ребёнка вспомнить, какой звук он сегодня учился правильно произносить в словах и предложениях, описать артикуляцию звука [л]. Предложить оценить себя на «лесенке успеха», поставить смайлик на соответствующую ступеньку (первая ступенька снизу – «я не научился произносить звук л», средняя ступенька – «я научился произносить звук л», верхняя ступенька – «я очень хорошо научился произносить звук л и смогу научить своего друга»).
|